Нефть в России может закончиться в 2044 г., а снижаться добыча разведанных запасов начнет уже в 2020 г. — такой прогноз сделали в Минприроды РФ.
Как известно, наиболее перспективные месторождения находятся на континентальном шельфе — запасы углеводородов там оценивают в 5–10 млрд тонн. Однако добыть это богатство сложно. Кроме стремления «сказку сделать былью», нефтяникам нужны технологии и оборудование. А вот с ними-то у нас, как говорится, дело швах.
Осенью прошлого года Минпромторг и Минэнерго сообща подготовили перечень мер по импортозамещению в нефтяной отрасли. В документе отмечается, что доля импортного оборудования и технологий сегодня достигает 90%. Больше всего нефтяники зависят от оборудования и технологий для морского бурения. Возможно, эту самую технику и ноу-хау имел в виду президент США Барак Обама, когда говорил, что западные санкции в отношении России крайне болезненно сказались на ее экономике. Во всяком случае, на нефтедобыче — точно.
Отставание России в сфере нефтегазового машиностроения началось после развала СССР — у нас практически не осталось предприятий, производящих технику для буровых работ и добычи углеводородов. По иронии судьбы оборудование для добычи нефти на шельфе — подводные добычные комплексы — производят только четыре компании из стран, наиболее последовательно соблюдающих режим санкций, — американские FMC, Cameron, GE и норвежская Aker.
Так что же делать? Может, привлечь для освоения шельфовых месторождений иностранных партнеров? Так, по словам главы Минприроды Сергея Донского, уже поступила «Роснефть». Однако тут тоже особенно не разбежишься — англичане, голландцы, норвежцы, японцы, приглашенные к сотрудничеству, вроде не сомневаются в его перспективах, однако многого ждать от них все-таки не приходится. Они не могут позволить себе игнорировать политическую волю Вашингтона.
В правительстве РФ считают ситуацию временной, но, похоже, выдают желаемое за действительное. Администрация США уже выступила с заявлением, что санкции в отношении России будут сняты лишь после возвращения Крыма Украине. Поскольку это нереально, нашей промышленности надо без раскачки учиться производить полный перечень оборудования для «нефтянки». Иначе непонятно, как по мере сокращения нефтедобычи будет выживать страна, так и не слезшая с сырьевой иглы.
Максим ГРЕГОРОВ
Рис. Александра ХОРОШЕВСКОГО