Активисты Общероссийского народного фронта обнародовали очередные факты расточительства со стороны органов власти и госкомпаний.
На заседании Совета по противодействию коррупции, состоявшемся на прошлой неделе, немало говорилось о расточительстве, которое «шагает нога в ногу с коррупцией». При этом в качестве «иллюстрации» этой приметы нашего времени приводилась работа Общероссийского народного фронта по выявлению фактов нецелевого использования средств. А картинки, в самом деле, ужасающие.
Так, по данным проекта ОНФ «За честные закупки», тендеры, которые были объявлены министерствами, ведомствами, госкорпорациями перед Новым годом и в первые дни 2016 года, поражают своей умопомрачительной дороговизной. К примеру, Центральная базовая таможня заказала 40 пар часов на 2,3 млн рублей. Информационно-технический центр Федеральной службы по тарифам не мыслит своего дальнейшего существования без VIP-кресла за 254,7 тыс. целковых.
В разделе «закупка мебели» уверенно лидирует Национальный центр управления в кризисных ситуациях, решивший купить переговорный стол за 4 млн рублей. В «номинации» «аренда автомобилей» «золото» у правительства Вологодской области: за час работы навороченного «Лексуса» — 1,6 тыс. бюджетных рублей. «Серебро» у минтранса Ростовской области, арендовавшего крутой тойотовский джип с водителем за 1,35 тыс. рублей в час. Столы ломились под тяжестью изысканных яств и напитков на банкете, устроенном правительством Хабаровского края, — «праздник жизни» обошелся в 1,4 млн рублей. «Подобные траты недопустимы, учитывая тот факт, что сегодня экономия бюджета по всем направлениям — тренд российской экономики», — заявил глава проекта «За честные закупки» Антон Гетта. Но, как издавна ведется на Руси, кому война, а кому мать родна (в нашем случае слово «война» следует заменить на другое — «кризис»).
«В ближайшее время мы ожидаем, что количество сигналов по расточительным закупкам должно снизиться, особенно после нашей встречи с президентом, лидером ОНФ Владимиром Путиным, где мы подробно доложили об этой проблеме и получили поддержку», — отметил Антон Гетта.
Встреча состоялась в конце прошлого года, по ее итогам президент поручил усилить контроль за госзакупками, однако нельзя сказать, что после этого любители «шика-блеска» хоть сколько-нибудь утихомирились. И ничего удивительного в этом нет. Любителей роскоши ведь до сих пор не наказывают за расточительство. Ограничения, правда, вводятся, но половинчатые.
Например, Дмитрий Медведев подписал постановление, ограничивающее стоимость автомобилей, закупаемых для чиновников из бюджетных средств. Лимит в зависимости от должности — в диапазоне 1,5–2,5 млн рублей. Однако любители «полетов» на «бэхах» и «мерсах» по отечественным ухабам быстро нашли выход — шикарные авто теперь не закупаются, а берутся в аренду.
В том же правительственном постановлении оговаривается стоимость мебели для кабинетов госслужащих. В документе отмечено, что мебель из ценных пород дерева, отделанная натуральной кожей, будет положена исключительно должностным лицам высшего звена. Ну, конечно, руководящие седалища никак не могут чувствовать себя по-настоящему вольготно в креслах малость поскромнее.
«Там, где можно было бы сэкономить, никто не экономит, а, наоборот, что-то разбазаривает», — подметил Владимир Путин. «Разбазаривание» — слово, как нельзя более подходящее для сложившейся практики госзакупок. Чиновники готовы экономить на чем и ком угодно, кроме своих комфорта и понтов. Их стремление красиво жить за госсчет неистребимо и неистово. И никакими рейтингами и прочими подобными полумерами тут не поможешь. Способ решения проблемы один-единственный — жесткий административный запрет. Но для него нужна политическая воля, которой, увы, до сих пор нет.
Максим ГРЕГОРОВ
Рис. Александра ХОРОШЕВСКОГО
NB!
Общая сумма приобретений, попавших в последний рейтинг проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки», составила 2,54 млрд. рублей.