Рапортуя президенту о сокращении ряда ведомств, правительство готовится пополнить «армию» российских чиновников еще одним «отрядом».
В Доме на Краснопресненской набережной серьезно обсуждается создание госкорпорации или агентства по инновационному развитию. Новой административной структуре предложено централизовать деятельность институтов инновационного развития, включая «Роснано» и «Сколково». С этой целью и создается соответствующее ведомство и вводится должность еще одного вице-премьера — по инновациям.
Рождение все новых и новых бюрократических структур — «фишка» нашего руководства, по-видимому, уверенного в том, что таким способом можно решить все российские проблемы. Ряды министров растут, как на дрожжах.
Напомним, в 2012-м возникло Министерство по развитию Дальнего Востока, годом позже — Министерство строительства и ЖКХ, в 2014-м появилось Министерство по делам Северного Кавказа. Тогда же — Министерство по делам Крыма, его, правда, меньше чем через год ликвидировали.
Чего же добилась власть, плодя министерства и ведомства? Развитие отдаленных и горных регионов пошло успешнее? Был наведен порядок в коммунальном хозяйстве? Ничуть не бывало!
У регионов все те же проблемы. Трубы все так же прорывает, а лифты падают, убивая и калеча горожан. Зачем же в таком случае власть, провозглашая курс на экономию бюджетных средств на всем, включая образование и медицину, увеличивает чиновничье «поголовье»? Что за зуд такой?
Похоже, логика тут одна — изо всех сил плодить «братьев по разуму», расширяя свою социальную базу. Чиновник чиновнику — товарищ и брат. Правда, время от времени, как бы опомнившись, руководство страны провозглашает очередное сокращение служащих. На этот раз их количество с 1 января текущего года решили уменьшить на 10%. Однако, как всегда, сокращают вакансии — этот «жирок» имеется в каждом ведомстве. К тому же каждое сокращение оборачивается ростом аппарата.
По данным экспертов, в России на 10 тыс. человек приходится 108 чиновников. В СССР же их было не более 73 на 10 тыс. населения. При этом в СССР бурно развивалось промышленное производство. В сегодняшней России оно сокращается, а чиновников становится все больше. Расходы на общегосударственные вопросы (так расплывчато называется статья бюджета, «окормляющая» чиновников) постоянно растут. В 2015 г. они составили 7,18% всех бюджетных расходов, оцененных в 15,5 трлн рублей. Для сравнения: в том же году расходы на ЖКХ, образование и здравоохранение вместе взятые составили 7,49% всех расходов. В этом году расходы на образование, по сравнению с 2015 г., снижены с 632 до 578,6 млрд рублей, на здравоохранение — с 532 млрд до 490,6 млрд рублей. А расходы на общегосударственные вопросы увеличены с 1,1 до почти 1,15 трлн рублей. Чиновникам же все мало. К 2018 г. зарплату госслужащих федеральных органов повысят не менее чем вдвое. На это планируется потратить дополнительно 462 млрд рублей.
В антикризисном плане на 2016 г. было предложение — ограничить уровень зарплат топ-менеджмента госкомпаний. Его отклонили. Ладно бы дела у этих компаний и их ближайшей «родни» — министерств и ведомств — шли «на ура». Так нет же — похвастаться им решительно нечем. Оплата труда наших управленцев до сих пор никак не зависит от его качества и эффективности. Им исправно и все больше платят просто за то, что они есть.
Максим ГРЕГОРОВ
Рис. Александра ХОРОШЕВСКОГО
NB!
По свидетельству журнала «Огонек», в России неоднократно предпринимали попытки совладать с ростом бюрократического аппарата, но обычно они заканчивались лишь увеличением числа чиновников.
Впервые перетряской системы управления в начале XVIII века занялся российский император Петр I. Но как ни парадоксально, перекройка госаппарата на западный манер не привела к сокращению общего числа чиновников. Наоборот, за время преобразований их число возросло с 4,6 тысячи до 7,4 тысячи.
Добиться реального сокращения бюрократов удалось лишь императору Павлу I. В 1796 году он получил в наследство от Екатерины II чиновничий аппарат, достигающий 20–30 тысяч человек. К концу правления их осталось чуть более 13 тысяч.
Все дальнейшие попытки сократить число госслужащих в Российской империи значительных результатов не дали. Ко второй половине XIX века чиновников было свыше 100 тысяч, в 1913 году их насчитывалось, по разным данным, от 253 тысяч до 575 тысяч.
В постсоветской России чиновничий аппарат естественным образом сократился вместе с уменьшением самого государства, однако уже к 1994 году общее число работников органов госвласти и местного самоуправления вновь превысило 1 млн человек. Вплотную этой проблемой занялся президент Владимир Путин, еще в 2002 году заявивший о необходимости создания «эффективного, компактного и работающего» госаппарата. В 2003 году стартовала административная реформа, однако заявленное в качестве одной из ее целей сокращение численности госслужащих достигнуто не было. В 2003–2008 годах общее количество чиновников в стране выросло с 1,3 млн до 1,67 млн человек.