«Мы должны четко сказать обществу, чего мы хотим добиться, а не морочить головы граждан перечнем приказов и нормативных документов», — заявил Владимир Путин на первом заседании президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Напомним, десять лет назад у нас уже были нацпроекты. Курировал их Совет во главе с Медведевым, тогда первым вице-премьером. Президиум нынешнего Совета, названный Путиным «штабом проектной работы», также возглавил Дмитрий Медведев, на этот раз уже премьер. В середине 2000-х, когда верстались прошлые нацпроекты, ситуация была куда более благоприятной — экономика развивалась, о кризисе и санкциях слыхом не слыхивали, с Западом дружили. За пару лет (2006–2007) в нацпроекты закачали почти 400 млрд рублей.
Сегодня о дополнительном финансировании по линии нацпроектов не может быть и речи. Минфин сообщил, что дефицит федерального бюджета составляет 4% ВВП (примерно $50 млрд). А десять лет назад, когда затевались нацпроекты, в бюджете был избыток, составлявший $175 млрд. Так что нынешние нацпроекты — всего лишь перераспределение бюджетных денег, перекраивание тришкина кафтана. К тому же непонятно, зачем вообще понадобилось вытаскивать из нафталина старое ноу-хау?
Прошлые нацпроекты понадобились Путину не в последнюю очередь для того, чтобы дать шанс их куратору Медведеву заявить о себе накануне президентских выборов. Нацпроекты стали для него, по сути, предвыборным пиаром. Кстати, ни к каким прорывам прошлые нацпроекты не привели. Например, в рамках нацпроекта «Жилье» планировали к 2010 г. увеличить объем ввода жилья до 80 млн кв. м. Ввели 58 млн. Хотели снизить уровень износа основных фондов предприятий ЖКХ с 60 до 50%. Однако к 2011 г. он по-прежнему составлял 60%.
Похвастаться было особо нечем, поэтому о нацпроектах вскоре забыли. А теперь вспомнили. Зачем?
Почему министерства и ведомства не могут самостоятельно определить приоритеты и сконцентрировать на этих направлениях имеющиеся ресурсы? Почему вместо четкой программы действий у них все еще «размытые планы»? Что это вообще за правительство и премьер, которым надо подыскивать дублера в виде Совета по стратегии? И, наконец, сколько можно обсуждать эту самую стратегию? А вместо этого, например, навести элементарный порядок в бюджетных расходах? На заседании Совета секретарь Общественной палаты Александр Бречалов сообщил, что не менее 15–20% бюджета расходуются неэффективно.
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова, к примеру, сообщила, что ежегодно на создание информационных систем федеральных органов исполнительной власти тратится 103 млрд рублей. «Для чего, почему создаются такие информационные системы — никому не известно!», — подытожила Голикова. А власти талдычат, что в стране нет денег. Как же нет? Может, надо покончить с созданием непонятных информсистем? Перестать закапывать деньги в землю в процессе бесконечной замены одних исправных бордюрных камней на другие? Прекратить выдумывать другие, мягко говоря, странные способы освоения бюджетных средств?
Для этого не нужны ни многочасовые бдения «стратегических» советов, ни звучащие на них патетические речи. Необходима лишь политическая воля. Ее-то и не хватает.
Максим ГРЕГОРОВ
Рисунок Александра Хорошевского