Депутаты Госдумы предложили правительству наказывать педагогов и родителей за низкую духовность детей.
Комитет по образованию и науке Госдумы провел круглый стол, на котором обсуждались вопросы преподавания школьного курса основ православной культуры.
По итогам заседания опубликовали проект рекомендаций (его цитирует информагентство «Москва»), затем его разослали в разные высокие инстанции, включая правительство страны. Постановили, что духовно-нравственное воспитание детей надо не только поддерживать на государственном уровне, но также предусмотреть ответственность за его ненадлежащее качество.
Отвечать за это, по мнению участников круглого стола, должны госучреждения и их руководители, а также «родители, работники сферы образования и взрослые граждане». Минобрнауки рекомендовали создать совет по духовно-нравственному воспитанию, к его работе привлечь не только ученых и общественников, но и священников. Одной из задач совета объявили оценку учебных пособий на предмет их соответствия духовно-нравственным нормам. От региональных властей потребовали обеспечить преподавание в школах основ православия.
Напомним, что предмет «Основы православной культуры» предлагается преподавать во всех общеобразовательных средних школах с первого по одиннадцатый класс. Ряд СМИ, в том числе «МН», уже писал о том, что представители других конфессий призывают авторов курса «не раскачивать лодку», так как предлагаемая программа может спровоцировать противостояние в некоторых регионах со значительной долей населения, исповедующего ислам (в России проживает порядка 25 млн мусульман).
Этим гражданам наверняка не понравится, что их детей вместо Корана обяжут штудировать Новый Завет. При всем уважении к Русской православной церкви, сыгравшей выдающуюся роль в истории страны, нельзя упускать из виду, что, согласно Конституции РФ (статья 14), Россия — светское государство. Значит, и все институты в нем тоже светские, включая школу. Нельзя делить детей по религиозному признаку, внося в их среду разлад, а то и ненависть. Желающие изучать православие могут поступать на учебу в церковные вузы или ходить в воскресные школы.
С какой стати заставлять заниматься этим детей из неправославных семей? Между тем вопрос ставится именно так: отлыниваешь от «Основ православной культуры», значит, твой духовный уровень ниже плинтуса. Учителей и родителей за это накажут.
В депутатских предложениях ничего не говорится о том, на основе каких критериев станут измерять уровень духовности. Кто и как будет это делать? Придет какой-то «дядя» и замерит уровень духовности школьников? Путем тестирования? Или при помощи какого-то хитроумного приборчика, наподобие счетчика Гейгера? А откуда возьмется этот «дядя»? Кто и на основе чего замерит его собственную духовность?
Да и вообще, это понятие абстрактное, бюрократическому учету не поддающееся. Определить параметры духовности — что радугу взвесить. У каждого о духовности свое представление. Родители и учителя считают, что у школьника Васи или Пети с духовностью все в порядке, а проверяющий «дядя» с ними не согласен. И почему априори надо становиться на «дядину» точку зрения? Потому, что его назначило Минобрнауки? Интересно, как станут наказывать родителей за недостаточную духовность их чад? Штрафовать? Приговаривать к исправительным работам? Помещать под домашний арест? В тюрьму сажать?
Духовность — материя деликатная. И вряд ли ей понравится, что кто-то ее в страшилку норовит превратить.
Максим ГРЕГОРОВ
Рисунок Александра Хорошевского