Дружба дружбой, а табачок врозь

Как бы «всеобъемлющее партнерство» с Поднебесной не оказалось фатальным.

 

Владимир Путин в нынешнем Послании Федеральному собранию вопреки обыкновению о внешней политике говорил мало, выделив «российско-китайское всеобъемлющее партнерство и стратегическое сотрудничество». Особые отношения с дальневосточным соседом могут нам, однако, выйти боком.

 

В отличие от нас у китайцев есть глубоко продуманная национальная стратегия. Имя ей — экономическая экспансия. Судя по активному продвижению граждан Поднебесной на все континенты, они всерьез решили сделать мир китайским. Этот тезис подтверждают выкладки ученых.

Недавно эксперт Российской академии наук (РАН) по вопросам демографии Жанна Зайончковская предсказала, что в результате увеличивающейся миграции из КНР к 2050 г. китайцы имеют все шансы стать вторым по численности народом России, обойдя мигрантов из Средней Азии. До недавних пор больше всего у нас было таджиков и узбеков (свыше 60% мигрантов). Однако падение курса рубля отбило у многих обитателей солнечных республик охоту являться в Россию на заработки. Китайцев же приезжает все больше. В 1989 г., согласно материалам переписи населения, в СССР насчитывалось порядка 11 тыс. китайцев. Ныне оценки колеблются в пределах от нескольких сот тысяч до 2–2,5 млн человек. Некоторые эксперты вообще толкуют о 5–6 млн. В связи с этим демографы и говорят о нарастающей волне, чуть ли ни цунами, китайской миграции в Россию. «Если мы думаем о других «донорах», а безусловно, России придется, чтобы нормально экономически развиваться, получать население из других стран, то здесь, кроме Китая, я альтернативы не вижу», — отметила эксперт.

Альтернативы китайцам, кстати, не видят и многие другие россиянки, правда, по более личным причинам. Они все охотнее выходят за китайцев замуж. Мол, они очень трудолюбивы и обожают детей. Резоны — серьезные. Вообще же, проникновение к нам китайцев закономерно. Оттуда, где больше, перетекает туда, где меньше. Однако эта «диффузия» на самом деле носит вполне продуманный характер. Вспомним о национальной китайской стратегии. Сыны Поднебесной — прагматики, всегда и во всем руководствуются понятием практической пользы. Где же тот магнит, который влечет китайцев в Россию? Рынок труда? В какой-то степени. Но главное не это. Китайцам нужны наши ресурсы. По этой причине они ведут бесконечные переговоры с властями Забайкальского края и прочих регионов, чтобы те предоставили китайским компаниям в долгосрочную аренду сотни тысяч гектаров земли, все, что по ней движется, и что произрастает.

Говорят, Третья мировая война начнется вовсе не из-за геополитических конфликтов, а из-за воды. Населению Земли остро не хватает запасов питьевой воды. Все больше недостает ее и китайцам. Население, по меньшей мере, 400 городов КНР испытывает ощутимую нехватку питьевой воды.

Не по этой ли причине крупный китайский бизнес готов вложить в создание туристической инфраструктуры на берегах Байкала около $11 млрд? Учитывая нынешний не особо великий поток туристов, эксперты утверждают, что «отбить» эти огромные деньги будет практически невозможно. Изумляются: зачем, дескать, китайцам понадобилось делать столь сомнительные инвестиции?

Ничего сомнительного, однако, в них нет. Китайцы явно намерены прибрать к рукам супер-озеро, хранящее около 20% мировых запасов пресной воды. Можно, конечно, считать это «партнерством» и «сотрудничеством». Как бы только в результате не потерять все свои природные богатства и не начать закупать питьевую воду… у китайцев.

 

Максим ГРЕГОРОВ

Рис. Александра Хорошевского

 

Дружба дружбой, а табачок врозь

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend