Собкор «Нового вторника» проверил, чем аукаются санкции Запада и объявленные Москвой ответные меры в российской глубинке.
Объектами своего расследования я выбрал Центральный рынок Советского района и несколько магазинов Брянска. На рынке ассортимент продуктов такой же, какой был и месяц, и два назад. Местные товаропроизводители бывают за прилавками, но не в большом количестве.
Причину можно определить, прикинув, сколько овощей они могут привезти и сколько продать. Со сбытом — проблема. Похоже, из-за низких зарплат и пенсий горожане сюда ходят редко и покупают мало. Следовательно, частникам из Почепа, Погара, Жирятина, Выгоничей и других сельских районов тут не получить доходов. Сам собой напрашивается вывод: нужно поднять покупательную способность населения — увеличивать размер зарплаты, пенсий, стипендий, пособий.
Надо ожидать, что одновременно с этим подскочат и цены. Однако, как справедливо считают специалисты из Россельхознадзора, незначительно, так как овощи, фрукты и молочные продукты — скоропортящийся товар. Его надо реализовать за два-три дня.
Что касается цен на Центральном рынке, то они также остались на уровне недельной давности, а на некоторые овощи и фрукты даже понизились. Например, килограмм помидоров здесь можно купить и за 20–30 рублей. Причем — хороших, а не битых или гнилых. В то же время в магазинах (включая и гипермаркеты) томаты стоят от 45 рублей и выше. Цена огурцов колеблется от 10 до 50 рублей за килограмм. Яблоки можно купить и за 20, и за 30, и за 40 рублей. Цены снижаются и потому, что наступил овощной сезон. Горожане делают припасы на зиму, а излишки несут на рынок — выбирай на вкус! Замечаю, что на рынке в основном торгуют остатками продукции, завезенной впрок еще до «эмбарго» из Италии, Испании, Греции и других стран. Есть персики из Молдавии.
Впрочем, продавщица Лена утверждает, что хорошо идет своя, брянская продукция — из Толмачева, Дубровки, Добруни… Она качественнее привозной заморской.
В отдельных палатках торгуют изюмом, курагой и другими экзотическими фруктами.
Откуда? Оказывается, из Таджикистана. «Если раскупят эти фрукты, завезем еще, причем в большем количестве», — говорит мне продавец, представитель страны-поставщика.
Нет тревоги и у других продавцов, которые работают на «хозяев», так называемых индивидуальных предпринимателей. Они считают, что, если прекратятся экономические отношения со странами ЕС, еще прочнее станут отношения со странами Азии, Африки, Центральной и Южной Америки.
В гипермаркетах набор овощей и фруктов тоже мало изменился. В магазине, расположенном на пересечении улиц Институтской и III Интернационала, удивила цена на картофель. Килограмм стоит 25 рублей. Но клубни уже теряют свой товарный вид. При мне ни один покупатель не заинтересовался ими. Значит, надо снижать цены. Высказал свое замечание оператору на кассе. Она сказала: «Начальству виднее, на что понижать, а на что повышать». Тогда я открыл ей секрет, почему никто не интересуется магазинной картошкой: на улице 22-го съезда КПСС, недалеко от входа в такой же гипермаркет, «с земли» торгуют местные жители. У них килограмм отборных клубней стоит 20 рублей, а более мелких — еще дешевле.
Побывал я и в областном сельхозкомитете. Там заверили, что с запасами на зиму все будет хорошо. Осенью, как всегда, будут организованы ярмарки выходного дня. Горожане и все желающие смогут приобрести овощи и фрукты непосредственно от производителей. Урожай в садах и на полях вырос неплохой, качество хорошее. Так что все запросы будут удовлетворены.
Тем более, что введенное Россией эмбарго на ввоз в страну сельхозпродукции из США, Канады и Западной Европы дает новый шанс отечественным производителям. Об этом, в частности, может свидетельствовать тот факт, что в том же Брянске оживилась торговля оте-чественными овощами и фруктами, выращенными в садах и огородах. Жаль только, что не в магазинах и на рынках, а на улицах и в переулках. И что примечательно, эти торговые точки расположены рядом с магазинами и рынками. Почему дачники и огородники торгуют в таких неприспособленных условиях — например, у кафе «Полет» в Советском районе, и не идут за прилавки мини-рынка «Торговый ряд», что через дорогу в 5-м микрорайоне?
— Здесь тенечек, — рассуждает одна из пенсионерок. — А на крытом рынке жарко. Вторая причина — там берут за место 50 рублей, вне зависимости от того, сколько времени будешь торговать: полчаса или весь день. В-третьих, мы торгуем маленькими партиями, а туда продукцию возят чуть не фурами.
Этим обстоятельством, видимо, и объясняется то, что килограмм бабушкиных (но — хороших) помидоров на улице стоят 70–80 рублей, тогда как на мини-рынке такие же помидоры продают за 50–60 рублей.
Товар тут явно завозной, который доставляют перекупщики, а реализуют нанятые местные продавцы.
К огорчению, не встретил ни одного брянского фермера. Может, нечем торговать? Но ведь уже начали копать картошку, убирать капусту, снимать яблоки. Неужто оскудела родная земля? Только в мясном павильоне услышал слово «фермер». Одна из продавщиц сказала, что торгует свининой и салом из фермерского хозяйства. Я спросил у нее, много ли еще свиней в хозяйстве? Она заверила, что свинины хватит на всех. Действительно, чего беспокоиться?! В области успешно действуют крупные свинокомплексы в Жирятинском, Карачевском, Новозыбковском и других районах. Кроме того, на Брянщину поставляют свинину (и изделия из нее) из Белгородской, Московской и других областей, а также из Республики Беларусь.
В Фокинском районе торгующих с земли еще больше. У магазина «Фортуна» и мини-рынка «Садко» бабушек и дедушек три десятка. Со своими овощами и фруктами сидят в ряд под навесом. За спинами на стенке павильона надпись: «Без оплаты место не занимать». Я поинтересовался у одной из продавщиц, сколько надо платить за место.
— Двадцать рублей, — сказала та.
На рынке «Полесский» овощи и фрукты продавали в двух местах (если говорить об «опте»). А еще за двумя рядами длинных прилавков сидели всего две пожилые пенсионерки, торговавшие овощами и фруктами, очень похожими на те, которыми завалены прилавки рынка. Выходит, это не производители, а помощники продавцов-профессионалов. Возле них суетились «хозяева» (люди кавказской внешности). Времени было около 16.30, но ни одного покупателя. Спросил у женщины, почему она торгует здесь, а не там, где сидят другие продавцы?
— Просто уже привыкла.
— А другие продавцы откуда?
— Приезжают со всей области: ведь тут недалеко вокзал Брянск II. Некоторые побудут пару часов и — обратно, даже продать всё не успевают. То, что остается, увозят с собой или передают нам. По дешевке, конечно.
Вообще с отечественным производителем одни недоразумения. Не только в Брянске, но и в районах области ему невыгодно выезжать на рынки. В селе Папсуевке Почепского района, например, соберешь ведро огурцов и захочешь продать на рынке. Рынок находится в райцентре, за 30 километров. За дорогу в оба конца заплатишь около ста рублей. А за ведро огурцов, в котором 8 килограммов, выручишь 160 рублей. Но это если продашь. Можешь простоять день без толку. Так чаще всего и бывает. Получается, что съездишь в убыток себе. Может, поэтому на почепском рынке не встретишь селян из отдаленных мест. Да и горожан-продавцов тут немного. Дело в том, что на традиционных овощах и фруктах не сделаешь навар. Покупателей мало, да и что покупать, если люди сами выращивают огурцы, помидоры, морковь и другую зелень. А вот заморские овощи и фрукты — нектарин, персики, абрикосы, виноград, курага, хурма, орехи и другие — стоят дорого. Как в «элитных» брянских магазинах. Почему? Наверное, и потому, что тут слаба конкуренция.
После введения эмбарго, естественно, интересовало, есть ли дефицит на продукты и как это сказалось на ценах. Ассортимент за неделю, похоже, не изменился. В магазинах по-прежнему продают, например, молдавские сливы, итальянские персики. А вот цены медленно поползли вверх. В гипермаркетах «Линия-3», «Магнит» всего две недели назад килограмм нектарина можно было купить за 55 рублей, сейчас же за 60 рублей и выше, яблоки нового урожая продавались за 32 рубля, теперь за них просят до 40 рублей. Бананы свежие стоили около 35 рублей, нынче — 45. Про свинину-говядину и говорить страшно. С начала года цены взлетели в полтора-два раза! Выходит, несмотря на призывы политиков проникнуться чувством ответственности, пониманием ситуации в стране, торгаши делают свое дело…
Быстрая переориентация рынка на азиатские и прочие страны тоже не особо радует. Поменяем шило на мыло? А отечественный товаропроизводитель как же? По телевизору показали одно из воронежских сельхозпредприятий. Его руководитель обещал, если создадут необходимые условия, завалить овощами и фруктами всю страну. Значит, еще не созданы условия? Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы в самый короткий срок на самом высоком уровне были приняты все необходимые меры. Надо организовать закуп излишков сельхозпродукции и их переработку, открыть торговые места для отечественного товаропроизводителя. Государственный и муниципальный заказы на сельхозпродукцию размещать в своей стране и нигде больше. В противном случае мы придем к тому же, отчего пытаемся уйти — зависимости от зарубежных поставок и низкой продовольственной безопасности.
Николай ЕГОРОВ
собкор «НВ»
БРЯНСК
МНЕНИЯ
Сергей ЛИСОВСКИЙ, сенатор Совета Федерации от Курганской области, первый зампред комитета СФ по аграрно-промышленной политике и природопользованию:
— В связи с тем, что ряд стран-членов ВТО ввел санкции в отношении России, РФ должна приостановить свое членство в этой организации… Тем более, на сегодня выяснилось, что никому оно пользу не принесло.
Игорь НИКОЛАЕВ, директор Института стратегического анализа компании «ФБК»:
— Последствия принятых мер (эмбарго России. — Ред.) не просчитаны. Обеднение ассортимента будет совершенно точно, особенно по сырам. Чудес не бывает, при рыночной экономике, хоть кривой, хоть косой, при росте спроса и отсутствии предложения цены вырастут. Это приведет к росту инфляции. А если учитывать, что мы небогатая страна (продовольствие занимает 30% в структуре потребительских расходов), то надо забыть об инвестициях».
Олег ВАЛЕНЧУК, член комитета Госдумы РФ по земельным отношениям и строительству, председатель общероссийской общественной организации «Союз садоводов России»:
— Антисанкционные меры России — это волшебный пинок, который сегодня дает новый виток развитию (отечественного) сельхозпроизводителя. 20 лет Запад душил нас своей демпинговой продукцией, причем не всегда качественной, генномутированной. Сегодня Россия заставила считаться с собой. 60 млн. садоводов готовы накормить страну.
Сергей ЛУПЕХИН, председатель Картофельного Союза:
— Никакие ЛПХ и садоводы не накормят страну, а накормят крупные товарные производства. То, что, по данным Росстата и Минсельхоза, малые формы хозяйствования производят 80% картофеля — полное вранье. В стране не производится и 30 млн. т картофеля. Указ президента — это хорошая прививка для сельского хозяйства. Если мы год продержимся — это будет хороший холодный душ для тружеников села и российских чиновников.
Николай ФЕДОРОВ, министр сельского хозяйства РФ:
— Фрукты и овощи можно успешно поставлять из Азербайджана, Армении, Узбекистана и Таджикистана. Кроме того, прилавки российских магазинов помогут заполнить Турция, Иран, Сербия, Египет и Марокко. Еще один большой рынок «стучится в наши двери» —Чили, Аргентина, Эквадор, Парагвай и Перу.
Подготовил Александр РЫБАКОВ