Свой путь к звездам Юрий Гагарин проложил из ремесленного училища Подмосковья.
Этот снимок большинство наших читателей видят впервые, ибо он — один из экспонатов музея, расположившегося в лицее №10 имени Ю.А. Гагарина, что в подмосковных Люберцах. На фотографии запечатлен момент, когда космонавт №1 вручает директору учебного заведения Василию Михайловичу Быкову макет земного шара с вращающимся вокруг него космическим кораблем.
На фронтоне дома № 136 по Октябрьскому проспекту вижу барельеф с изображением человека со знакомой до боли улыбкой. «В этом здании в 1949–1951 гг. учился первопроходец Космоса» — гласит надпись. Тогда здесь было ремесленное училище (РУ) № 10. Теперь — профессиональный лицей под тем же номером, но с легендарным именем.
Захожу в особняк из красного кирпича, на втором этаже которого расположился музей Ю.А. Гагарина. Поднимаюсь по лестнице и попадаю в мир, где царствуют большие и малые фотографии еще юного Гагарина с его ослепительной улыбкой, которую (уже после полета в космос) народ назовет гагаринской. Вот Юра с однокашниками по училищу, вот с земляком и другом Тимофеем Чугуновым. А вот Гагарин разливает в форму огненную сталь на заводе сельхозмашин имени Ухтомского…
На самом видном месте в музее — парта, за которой два года сидел будущий космонавт №1. А рядом — скафандр, в котором Юрий тренировался в Звездном городке. Под стеклом хранится черная фуражка с эмблемой профтехучилища. Ее в 1980-м привезла в музей мама космонавта, Анна Тимофеевна. Ремесленное училище Юрий окончил с отличием. Это открыло ему путь в Саратовский индустриально-педагогический техникум.
Как же судьба занесла смоленского паренька в Люберцы?
У Анны и Алексея Гагариных было четверо детей: три сына и дочь. В сентябре 41-го Юра пошёл в первый класс. А уже в октябре село Клушино заняли немцы, и Юрина учеба прекратилась. Оккупанты выкинули Гагариных из дома, устроив в нем мастерскую. Пришлось Алексею Ивановичу выкопать землянку, в ней и ютилась семья.
В книге мемуаров Валентин Гагарин (старший брат первого космонавта планеты. — Ред.) так вспоминает это время: «Обуваясь в резиновые сапоги, прихватив корзиночки, мы шли на огород — вязли в топкой грязи, искали перемёрзшие клубни картофеля, те, что остались невыбранными по осени. Потом эти клубни сушили на огне, перетирали на крахмал. Оладьи из крахмала, перемешанного с отрубями, получались какого-то нездорового синего цвета и тянулись, как резиновые. Ели мы с жадностью, особенно горячие, со сковородки, но чувство голода всё равно нас преследовало везде и всюду».
В конце мая 1945-го Гагарины переехали жить в Гжатск, где Юрий вновь пошёл в школу. А весной 1949-го, закончив шестой класс, заявил родителям, что решил ехать в Москву для поступления в ремесленное училище. И как ни уговаривала Анна Тимофеевна сына продолжить учебу — настоял на своем.
Отец написал письмо брату Савелию, жившему в Москве на Соколе, с просьбой приглядеть в столице за пацаном, и тот согласился взять над ним некое шефство. Обошёл с племянником многие ремесленные училища, но везде слышал отказы: принимали только детей-сирот, окончивших семилетку. И только в РУ №10, что при заводе сельскохозяйственных машин имени Ухтомского в Люберцах, Юрины документы приняли. Хотя директор РУ, Василий Быков, согласился зачислить паренька с одним условием: пойдет учиться в седьмой класс школы рабочей молодежи.
Получив в РУ первую стипендию, Юра половину денег отослал домой (потом посылал их ежемесячно). Мать дала ему взбучку. Ишь, мол, богатей нашелся! Сын в ответном письме оправдывался: «Куда мне такие деньжищи?! Кормежка — до отвала, гардероб у меня царский, вплоть до государственных носовых платков…».
За парту в РУ Юра сел лишь в начале октября. Обрадовался, встретив в группе земляка — уроженца села Елисеевичи Духовщинского района Смоленской области Тимофея Чугунова. И койки в общежитии оказались рядом, у окна. В книге воспоминаний закадычного друга космонавта №1, изданной в Южноуральске, где живет автор — слесарь по профессии, он дотошно описывает, как подбирали Юре по росту форменку: «Получили гимнастерку, брюки, черную шинель с петлицами «РУ-10», ботинки, шапку и фуражку с эмблемой (ключ и молоток), широкий ремень с опознавательным знаком «РУ» на металлической бляхе, нательное белье, носки, носовые платки, подворотнички. Форма Гагарину очень понравилась. Берег ее. Каждый день — каждый! — у него был непременно белоснежный воротничок. Любил стирать их и подшивать. Пряжка на ремне, пуговицы на шинели и гимнастерке всегда излучали блеск — натирал стиральным порошком или специальной пастой. А ботинки при любой погоде сверкали, как лакированные».
«Крылатая» биография Гагарина началась в Саратове. Здесь он записался в аэроклуб, стал учиться покорять небо. Окончив с отличием техникум, поступил в Оренбургское лётное училище. Затем служил в Заполярье, откуда и попал в отряд космонавтов.
Герой Советского Союза Юрий Гагарин — дипломированный формовщик-литейщик — впервые после долгой разлуки приехал в Люберцы в 1965 году. Посидел за родной партой. Удивился, что целы фотографии, снятые им «Любителем». Зашел в свою комнату в общежитии, сделал запись в книге почетных посетителей.
В последний раз в Люберцах легендарный сын РУ №10 побывал 22 февраля 1968 года: выступил с докладом на торжественном собрании горожан по случаю Дня Советской армии. А 28 марта того же года погиб в авиакатастрофе. Знаменитая на весь мир гагаринская улыбка — обаятельная, добрая, солнечная — погасла навсегда…
Юрий МАХРИН
спецкор «НВ»
Московская область