Сам бог велел

Как Константин по фамилии Соколов стал соколятником.

 

Пять километров по Дмитровскому шоссе от МКАД, столько же по пути к селу Троицкое, и вот он — земной рай.

 

Могучие вековые сосны, пронзившие кронами голубое небо, дубы-стариканы, живописный пруд, берёзы, тишина до звона в ушах, чистый, ядрёный воздух и диковинное чудо: на зелёной поляне величаво восседают на присадах соколы ясные в нарядном оперенье. Нет, это не кино и не сказка. Мы — в единственном в России (в мире их всего лишь три) Музее природы и соколиной охоты, хранителем которого и служит Константин Соколов.

Я полагал, что он биолог. Оказалось — врач. Работал в столичных клиниках, лечил людей. А потом вдруг произошёл резкий изгиб в судьбе 45-летнего человека: решил посвятить жизнь возрождению традиций русской соколиной охоты. В крови ожили гены, унаследованные от предков с такой фамилией — неспроста же она появилась у них!

Музей, оказывается, создан в рамках программы «Возрождение русской национальной охоты как культурного наследия России», разработанной любителями этого промысла. Это некоммерческий проект — образовательный, эколого-просветительный.

— 16 ноября 2010-го делегация Сокольнического союза России, в составе которой был и я, на международном фестивале соколиной охоты в Лондоне предложила признать её объектом нематериального культурного наследия человечества и ЮНЕСКО поддержал нашу идею, — рассказывает Константин Юрьевич.

На соколином дворе у Соколова 17 птиц. Орлы, соколы, ястребы, капок. Нескольких купили в питомниках, остальные принесли в дар музею обычные люди-доброхоты. Между прочим, соколы — сапсаны, их ещё называют русскими соколами, считаются редким видом птиц и занесены в Красную книгу России. На территории Центральных областей их гнезда биологи не встречают уже с 1968 года.

Самое многолюдное племя гостей музея — дети. Программа и для них, и для взрослых разработана одна и та же. Главная её цель — побудить человека быть не безудержным потребителем красоты Храма природы, а стать её преданным и заботливым служителем, и хранителем. Для этого используется целый арсенал образовательных форм: экскурсии, лекции, семинары, занятия в школе соколиной охоты.

— К нам едут школьники Мытищ, Королёва, Сходни, других городов и весей Московии. Сначала мы рассказываем им об истории соколиной охоты, сообщаем основные сведения по биологии хищных птиц. Потом детки начинают соревнование, кто пройдет по двору со стаканом воды в руке и меньше всего прольёт влаги. У кого рука сильная, тот примет на неё сокола, — продолжает рассказ хранитель музея.

На мою просьбу сфотографироваться для газеты Константин Юрьевич ответил неохотно: «Птицы видят мир, в отличие от нас, и в ультракрасном, и в ультрафиолетом свете, так что можно их ослепить». Аккурат в этот момент Дульсинея, которую как раз держал Константин, неожиданно поднимает крылья вверх. Слабость женской особи: хочет предстать на фото во всей красе.

 

Юрий МАХРИН

cпецкор «НВ»

Московская область

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend