Вступление Киргизии в ЕАЭС обойдется нам недешево.
Как и планировалось, в мае Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС) приросло еще одним членом — Киргизией. Несмотря на противоречия, которые существуют у всех членов с каждым, понимание, что вместе все-таки легче, только укрепляется. Хотя порой, увы, и создается впечатление, что степень этого понимания напрямую зависит от сугубо материальных выгод, причем еще и не всегда взаимных.
Кто больше даст, того и лучше «поймут». Тем более, что в Средней Азии практически столкнулись лбами Россия и США, и тамошним властям открылось такое поле для маневра.
Сначала, напомним, к России, Белоруссии и Казахстану присоединилась Армения, теперь вот еще одна бывшая советская республика возвращается. И ей тоже многое простят.
И обойдется это нам в очередной раз недешево.
В прошлом году Газпрому пришлось купить в Киргизии газотранспортную систему за символический 1 (один) доллар. А теперь концерн должен вложить огромные средства в ее модернизацию, построить трубу, которая соединит север страны с югом в единую систему, и взять на себя снабжение газом всей страны… Уже с октября прошлого года была снижена цена на газ — как для Белоруссии (с 224 долларов за тысячу кубометров до 165-ти). Пока наши затраты оцениваются в 45 миллиардов рублей да плюс долларами еще 20 миллионов.
Также Россия участвует в программах модернизации и перевооружения киргизской армии — это стоит 1,1 миллиарда долларов.
Еще 1 миллиард долларов Москва вложила в совместный фонд. На дипломатическом языке его называют киргизско-российским фондом развития, цель которого — помочь адаптироваться тамошней экономике к «евразийской интеграции», то есть вступлению в ЕАЭС. Говоря открытым текстом, потерю примерно 60 миллионов долларов в год за отказ от размещения на своей территории военной авиабазы США компенсировать пришлось России. И с лихвой!
Да и раньше дешевые поставки горюче-смазочных материалов дорогого стоили России. Киргизия получала около 750 тысяч тонн ГСМ в год — более половины нужного объема да на беспошлинной основе. Таким образом, Россия вкладывала де-факто в киргизскую экономику до 280 миллионов долларов в год. Зато когда Россия сократила поставки и ввела пошлину, в республике начались народные волнения, случилась революция и режим Курманбека Бакиева пал. Ну, это так, к слову…
Тем не менее, Киргизия, кажется, не считает себя обязанной чем-то России. Геополитическая ситуация такова, что, как ни парадоксально, это она нужней великой соседке, которая стремительно сколачивает свой блок друзей. Яркой иллюстрацией к этому может служить прошлогодний случай. Киргизия договаривалась с Роснефтью о деньгах (около 1 миллиарда долларов) на развитие аэропортов. А договорилась в итоге с… Китаем, который готов вложить почти 1,3 миллиарда долларов.
Кстати, белорусский президент Александр Лукашенко тоже очень дорого оценил свою подпись под договором о вступлении в ЕАЭС — в полтора миллиарда долларов. С 2015 года Россия передала Белоруссии половину поступлений от экспортных пошлин на нефтепродукты. «С 2016 года решим вопрос и об остальной части», — публично поделился своими планами Лукашенко.
Ольга СЛАВИНСКАЯ