Из-за чего вдруг разгорелись страсти вокруг Белорусской атомной станции.
Ситуация, что сложилась нынче вокруг БелАЭС, описывается классиками довольно образно. Тут и старуха у разбитого корыта, и герои нескольких басен Крылова, и курица, которая несла золотые яйца. Да и персонажей Салтыкова-Щедрина сколь угодно — на любой вкус…
Ну а мне кажется, что в сложившейся ситуации к БелАЭС больше всего подходит образ «дойной коровы».
В свое время правительство Литвы добилось-таки, чтобы именно на ее территории была построена мощная атомная станция. Это было экономически выгодно. Плюс к этому — подготовка национальных кадров высшей квалификации, создание новой отрасли промышленности и так далее. Но главное: улучшение качества жизни людей.
Все так и случилось, когда в Литве появилась Игналинская атомная станция. Рядом вырос новый город, который называли «городом интеллектуалов». Стоимость электроэнергии снизилось вдвое, и главное — ее стало хватать не только литовцам, но и латышам и эстонцам. Предполагалось, что с пуском станции на полную мощность экспорт энергии начнется и на Запад.
Помню, за эту АЭС буквально «сражались» белорусы и литовцы. Каждая республика мечтала заполучить станцию. Однако предпочтение было отдано литовцам. К ним ведь в СССР было особое отношение…
Игналинская АЭС полностью оправдала все ожидания.
А потом случился Чернобыль и распад Советского Союза. Прибалтийские республики обрели независимость. Их желание войти в Евросоюз столкнулось с требованием закрыть Игналинскую АЭС.
Мне довелось побывать на ней вместе с экспертами МАГАТЭ и операторами АЭС Европы. Они тщательно обследовали станцию и дали свое заключение: АЭС надежна, соответствует всем нормам безопасности, персонал высокой квалификации.
Однако стремление быть в Евросоюзе для политиков было важнее, а потому было принято решение о закрытии Игналинской АЭС. «Курицу, что несла золотые яйца, решили зарезать» — грустно шутили физики.
И сразу же энергии не стало хватать — свои обещания Евросоюз не выполнил. Как обычно бывает, за ошибки политиков расплачиваются рядовые жители: теперь им приходится за электроэнергию платить в несколько раз больше, чем раньше.
Естественно, в Белоруссии с этим смириться не могли. Сначала появился проект атомной станции, а затем она начала строиться.
Но смириться с этим не могли и в Литве — началась «атомная психологическая атака» не только на АЭС, но и на Белоруссию.
Власти Литвы сначала пожаловались Трампу, мол, он просто обязан запретить строительство АЭС. Президент США молчит. Во-первых, у него самого много десятков станций, и, во-вторых, Белоруссия все-таки не входит в число штатов США, а потому его могут послать подальше…
Латвия тоже не поддержала Литву, когда та предложила отказаться от электроэнергии, что пойдет из Белоруссии. Латышей понять можно: зачем платить больше, если есть возможность купить энергию дешевле!?
Литовцы обратились даже к премьер-министру Японии с просьбой ввести санкции против соседа, но и там им отказали — экономика самой Японии базируется на атомной энергетике…
Выступать против БелАЭС бессмысленно, так как это самая лучшая на сегодняшний день атомная станция в мире. Это признано всеми экспертами разных стран.
В России доктор физико-математических наук Владимир Григорьевич Асмолов много лет координирует работы по безопасности ядерной энергетики. Он говорит:
— Сразу после Чернобыля наша группа сформулировала основные принципы безопасности. Должны быть физические барьеры, и должны быть системы управления этими барьерами. Подход этот был назван: «глубоко эшелонированная защита». Нам важно, что все, что случается во время аварии, оставалось внутри, не выходило за пределы блока. Безопасность заключается не в том, что авария полностью исключается — это невозможно даже теоретически, а в том, что она не выходит за пределы блока при любой ситуации. Белорусская АЭС полностью отвечает этим требованиям…
Сейчас на атомной станции в Белоруссии идут пуско-наладочные работы. В январе 2020 года она должна вступить в строй.
Владимир ГУБАРЕВ
научный обозреватель «НВ»
МИНСК — МОСКВА