4 октября 2001 года украинские военные сбили в своем небе пассажирский «Ту-154», принадлежавший российской авиакомпании. Все 78 человек, летевшие из Тель-Авива в Новосибирск, погибли. Наше государство предпочло остаться тогда в стороне.
В 13.45 экипаж вышел на связь, точнее, попытался это сделать: было зафиксировано несколько вскриков и отдельных слов. И после этого самолет исчез с экранов радаров. В это время он летел на высоте примерно 11 тысяч метров над Черным морем. Казалось, его воды надежно скроют все следы, которые могли бы привести к разгадке случившейся катастрофы.
Но нет ничего тайного, что ни стало бы явным. Непонятную вспышку много выше над собой отметил экипаж армянского самолета. На месте предполагаемого падения спасатели обнаружили плавающие тела и обломки самолета. Всего удалось обнаружить 14 тел…
Еще ничего не было известно, но тогдашний президент РФ Владимир Путин публично заговорил о теракте: «… версия теракта отрабатывается в первоочередном порядке». И месяца не прошло после американской трагедии 11 сентября — взрыве башен-близнецов в Нью-Йорке, — и гибель самолета от рук террористов казалась в этой ситуации наиболее возможной.
Однако израильская сторона, потерявшая в этой катастрофе 51 своего гражданина, категорически отвергла саму возможность взрыва на борту самолета. В аэропорту имени Бен Гуриона всегда соблюдались особые меры безопасности, а уж после 11 сентября они стали просто беспрецедентными. Там были твердо уверены: пронести взрывчатку на борт самолета никто из пассажиров не мог.
Авиакомпания «Сибирь», которой принадлежал самолет, также заявила, что он был одним из лучших в авиапарке.
А уже через считанные часы впервые была озвучена версия о том, что самолет был сбит, — стал нечаянной мишенью на учениях украинской армии, проходивших в Крыму. На следующий день тогдашний премьер-министр Украины вынужден был признать, что версия о попадании ракеты «имеет право на существование». 13 октября российская сторона сделала официальное сообщение: пассажирский самолет был сбит зенитной ракетой. Министр обороны Украины на пресс-конференции в Киеве признал: «Мы знаем, что причастны к трагедии…».
При всем при этом никакой вины Минобороны следствие, начатое генпрокуратурой Украины, не обнаружило: катастрофа случилась не из-за халатности военных, обслуживавших зенитно-ракетный комплекс С-200В и пустивших ту ракету, а всего лишь по причине рокового стечения обстоятельств. И потому ни армия, ни государство ни за что отвечать не должны. В расследовании поставили жирную точку и уголовное дело быстро, в том же октябре прикрыли.
Годы упорно боролись родственники пассажиров того страшного рейса «Тель-Авив — Черное море», чтобы добиться от властей Украины признания своей вины. И хотя на борту находились, кроме израильтян, еще и 27 граждан России, наше государство ничем не помогло их родным и близким. Вот теперь тогдашняя беспринципность чиновников и аукнулась нам…
Кто знает, как все сложилось бы и дальше (точнее, вряд ли стоит сомневаться, как все сложилось бы!), не будь среди погибших граждан Израиля. В результате Украина вынуждена была подписать мировое соглашение с Израилем и Россией. По нему родные пассажиров сбитого самолета получили в течение 2003 — 2005 годов компенсацию — 15,6 миллиона долларов. Однако один из важнейших пунктов предшествующего тому соглашению меморандума — привлечь к ответственности виновных — так и не был никогда исполнен.
Более того! Когда российская авиакомпания, потерявшая своих пилотов и самолет, в украинских судах пыталась взыскать с Минобороны Украины стоимость сбитого лайнера «Ту-154» (15,3 миллиона долларов), она проиграла поочередно их все! Пуск ракеты, в конце концов, был признан, но было заявлено, что сбить пассажирский самолет она не могла, и погиб он из-за взрыва на борту. Почему тогда непричастная к гибели чужого самолета Украина признала свою вину перед родными погибших? Этот вопрос, который буквально висел в воздухе, так там висеть и остался…
Я — не исключение, и тоже уверена: если бы самолет принадлежал авиакомпании Израиля, ей бы не посмели так нагло отказать в возмещении ущерба. Но компания, хоть неведомо почему и носившая название «S7 Airlines» (бывшая «Сибирь»), была российской. И сражалась в украинских судах в одиночку. Государство Российское за ее спиной не маячило…
Ольга СЛАВИНСКАЯ
NB!
Мнение авторов этого разворота может не совпадать с мнением редакции «Нового вторника».