Но хватит ли денег на их покупку?
В правительстве пересчитали запасы на зиму и остались довольны. Хлеба и картошки хватит всем! Но ведь не хлебом единым жив человек — хочется еще и мяса, и молока, и фруктов… Однако хватит ли денег у всех россиян, чтобы нормально питаться? Уже в этом году продуктовая инфляция составит минимум 12 процентов!
По предварительным оценкам, урожай зерновых нынче будет почти рекордным — 104 млн. тонн. В прошлом году собрали меньше 82-х. А почему же все-таки с приставкой «почти»? Потому что рекорд 2008 года, когда было собрано 108 млн. тонн зерновых, пока устоял. Но радует главное: мы будем с хлебом — это раз, нет никаких объективных причин для подорожания муки и хлеба — два!
Уродилась нынче и картошка. Ее уже накопали вдвое больше, чем в прошлом году, — 5,3 млн. тонн. И овощей собрано значительно больше — 2,4 млн. тонн.
На этом , казалось, впору было заседание правительства и закончить, чтобы успеть разойтись в хорошем настроении. Потому что съеденную бочку меда пришлось затем заедать совсем уж безрадостно. Причем сообщения те никак нельзя было отнести к разряду новостей, говорили все о том же, о чем говорят из года в год (и получается, что ничего не делается, коли годами ничего не меняется!).
По-прежнему велики — очень велики! — потери на уборке урожая. По словам министра сельского хозяйства Николая Федорова, в разных регионах они составляют от 10 до 20 процентов. В общем, кто помнит про среднее арифметическое, только при уборке теряется сразу 15 процентов урожая. Вдумайтесь: при уборке теряют более 16 миллионов тонн зерна! А потом — еще и при транспортировке, при хранении…
На полях не хватает современной техники, а на замену старых тракторов и комбайнов нет денег. Да и выбора-то особого нет. «Ассортимент техники пока не удовлетворяет в полном объеме потребности села», — признался председатель правительства Дмитрий Медведев. Ну, и сколько еще лет это «пока» будет?
Не удается властям приучить или принудить сельхозпроизводителей и к страхованию будущего урожая. Сейчас застраховано всего лишь 14 процентов посевных площадей.
Множество нерешенных проблем остается и в области переработки. Мало того, что сберечь не можем трудами выращенное, так ведь и не перерабатываем. А теперь, похоже, еще хуже будет.
Вот вам одна только картинка: компания «Белая дача» вынуждена приостановить проект по переработке картофеля (который как раз уродился!), потому что Европейский банк реконструкции и развития из-за санкций отказался участвовать в нем. Планировалось, что предприятие уже в следующем году начнет выпускать мороженый картофель фри (всего в год до 100 тысяч тонн). Удар получился двойной: не переработают собранную картошку, но и не заместят чужое своим. Сейчас практически весь мороженый картофель фри, который продается у нас в стране, импортный. Вот так-то…
И самая главная опасность, которая подстерегает нас уже следующей весной, — отсутствие собственных семян. До сих пор Россия была зависима от заграницы. Доля импортных семян составляла до 80 процентов! Треть семенного материала для посадки картофеля завозили со стороны, для посадки овощей — до 65 процентов… Ну, и что будет теперь, после введенных Западом санкций?
Ольга СЛАВИНСКАЯ