Чтобы ответить на этот вопрос, обозревателю «НВ» Ольге КИТОВОЙ волей-неволей пришлось потолкаться в очереди.
В Белгородской области во всех отделениях «Сбербанка» введены искусственные ограничения на снятие денег со счетов. А это главное свидетельство того, что в банке не все ладно, что он испытывает трудности. И достаточно серьезные, если решился на столь крайнюю меру.
То, что «Сбербанк» ограничил выдачу денег, введя лимиты, белгородцы обнаруживали по мере возникновения надобности в наличности. Хочешь получить в банкомате, например, 20 тысяч рублей, а из аппарата, вместо купюр, бумажка выползает: «Запрошена некорректная сумма». А следом — издевательски звучащее «Спасибо!».
— Что значит «некорректная»?! — кипятился несчастный клиент. — У меня на счету денег в десятки раз больше лежит!
Какая-то девушка чуть не всплакнула, ей срочно понадобилось 50 тысяч. Кому-то нужно было снять крупную сумму на похороны…
Наконец, выяснилось: банкомат дает максимум 15 тысяч рублей в одни руки. Экспериментальным путем нам (признаюсь, я тоже оказалась в толпе страждущих денег и справедливости) удалось установить: банкомат дает три раза по 15 тысяч — и все, баста! Больше человек по этой карточке ни в одном банкомате «Сбербанка» в Белгороде не сможет снять ни копейки. Вместо этого банкомат выдавал бумажку: «Превышен лимит выдачи». И опять: «Спасибо!».
И мало того, что белгородцев никто заранее не предупреждал об этом, так ведь и не собирался! Потому люди, кому понадобились деньги, вдруг оказывались в чрезвычайно неудобной ситуации. Это как минимум. Вовсе перепугались несчастные клиенты, когда выяснилось: сокращаются эти самые «лимиты» буквально на глазах. Еще в пятницу, 15 ноября, можно было получить в общем 45 тысяч рублей, а уже на следующий день, в субботу, эту сумму «Сбербанк» сократил до 30 тысяч.
И хоть ты тресни! Банкоматы равнодушно молчали в ответ на ругань и проклятия. А стремившиеся побыстрей прошмыгнуть мимо клиентов сотрудники банка, которых в прямом смысле приходилось хватать за белы рукава, чтобы заставить выслушать себя, бормотали одно: установлен лимит. И ничего больше добавить к этому не могли, или просто не хотели. Начальство же банка стыдливо прятало глаза и пыталось объяснить происходящее исключительно интересами клиентов и даже заботой об их личной безопасности. Мол, опасно ходить с большими суммами денег по улицам.
Вопли разозленных граждан, что не «Сбербанку» решать, как и когда им тратить свои кровные, повисали безответно в воздухе.
В отличие от других, я посетила заведующих несколькими филиалами «Сбербанка». И попросила объяснить, что значит «некорректная сумма» по-сбербанковски? По-русски я понимала ее так: клиент запросил сумму, превышающую ту, что лежит у него на счете. Еще я точно хотела знать, что значит «превышен лимит»? Кто смеет решать за меня — взрослого, дееспособного, не пораженного ни в каких правах человека и гражданина! — сколько мне можно взять моих собственных денег… Кто смеет издеваться так надо мной?!
Официальная версия была такова: установить ограничения на снятие со счетов денег (и не только в Белгородской области, а по всей черноземной зоне) распорядился Воронеж, где расположено региональное управление «Сбербанка».
Но! Злосчастный лимит он установил на уровне 50 тысяч рублей в сутки. А в Белгороде он оказался еще меньше. Кроме того, распоряжение из Воронежа, якобы, вступало в силу с 15 ноября, а в Белгороде ограничения действовали уже давно…
Белгородское отделение Центрально-Черноземного банка «Сбербанка» РФ вышло из доверия уже давно — когда вместе с администрацией Белгородской области приняло посильное участие в одной громкой и скандальной афере. Выдав пару с лишним миллиардов рублей только что учрежденной частной фирме «Приосколье», на счету которой ничего, кроме уставного капитала в 100 тысяч рублей, не было, отделение приняло в залог за ту фирму от администрации области Дворец спорта «Космос», здание телерадиоцентра, санаторий «Красиво» и так далее.
… Мы не можем получить свои деньги, потому что слишком много и не по праву получают другие? Может, это им надо сократить свои аппетиты?! Отказаться от пятой виллы, второй яхты, вертолета с самолетом, а?
Ольга КИТОВА
обозреватель «НВ»
БЕЛГОРОД — МОСКВА