Почему главный детский магазин страны торгует иностранными безделушками?
Мы уже рассказывали нашим читателям, как печально закончился поход за новогодними подарками в бывший главный «Детский мир» страны («Чужие в своем доме?!», № 2). Там продают только иностранные товары. И самое главное, какие! Вам придет в голову подарить своему ребенку английский конструктор, из которого собирается остров-тюрьма? Купить галстук-бабочку за без малого семь тыщ? Или коляску за 350 тысяч рублей?!
Знаменитого «Детского мира» на Лубянке больше не было… Место его занял обычный торговый центр, названный Центральным детским магазином (ЦДМ).
После выступления газеты в редакцию обратилось множество читателей, разделявших наше возмущение. Позвонил и бывший офицер-ракетчик (хотя… разве офицеры бывают бывшими?), а теперь генеральный директор компании «Русь великая». Это ей принадлежит единственная на весь ЦДМ вывеска на русском языке. Вот только я-то подумала, что магазин готовится к открытию. Ан нет. Накануне Нового года он был закрыт!
Разговор с Юрием Коротаевым получился прелюбопытный. В его истории, как в капле воды, отразился весь деловой мир со своим главным принципом — не поступиться и центом…
— Здание с пустыми глазницами в самом центре столицы уже всем успело глаза намозолить, но туда почему-то никто не рвался. Однако я, все просчитав (мне казалось, что — всё), решил рискнуть. Строить наш магазин мы начали в августе 14-го.
— Почему не рвался? И что значит, начали строить?
— Слишком дорогую цену просила управляющая компания — все надо было делать с нуля и за свой счет.
Нам выделили площадь 150 квадратных метров — как участок под дачу в диком поле. В здании не было ничего — один бетонный пол. И мы начали строиться: возводить стены, проводить коммуникации… Пришлось брать кредит в банке — 15 миллионов, которые, кстати, до сих пор выплачиваем. Всего же стоило нам это «удовольствие» 22 миллиона рублей.
— Каждый сам себе строил? То есть, владелец здания изначально ни о каком возрождении знаменитого «Детского мира» и не думал — о едином замысле в оформлении, сохранении лучших традиций… В общем, создавался обычный торговый центр, еще один из?
— Получается так. «Реконструкция» свелась к тому, что всю начинку здания выломали, площадь поделили на куски…
— И это было столь выгодное предложение, от которого не отказаться?
— Но у нас везде действует примерно одна и та же схема.
— Юрий Викторович, а не боялись, что обманут?
— Да не привык я еще к этому на гражданке! В армии решение принято, приказ отдан — обязан точно и в срок исполнить. Все. Точка.
И здесь можно было надеяться, что не обманут: все-таки известный на весь мир магазин, к нему приковано общее внимание, в центре столицы… Не придется, как обманутым дольщикам, бегать потом по акциям протеста.
— Дольщики хотя бы считаются будущими владельцами, а вы — всего лишь будущими арендаторами!
— Повторяю, везде одно и то же. И освобождать нас от арендной платы никто не собирался. Но скидки и долгосрочный договор, когда все права на здание владелец официально получит и торговый центр начнет работать, нам были управляющей компанией обещаны.
— Мне торжественно обещают сдать мной построенное мне же в аренду! Ну и ну… То-то при cоветской власти здание с нуля построили за три года, а на его «реконструкцию» при капиталистах ушло шесть лет. Итак, вы открылись.
— Не так просто. Сначала открытие было назначено на 15 декабря 2014 года. Потом перенесли на январь 2015, еще потом — на март. Наконец, торжество состоялось, и с 1 апреля ЦДМ принял покупателей. Пустота здания давила. Огромные площади были пусты в прямом смысле этого слова — один бетонный пол. Чтобы не было видно этих пустот, их тщательно прятали, закрывая рекламными щитами.
— Как вы попали на это место на 1-м этаже, недалеко от центрального входа? Ведь это хорошее место?
— Хорошее. А попали случайно. Мы и сами удивились: откуда такая щедрость? Оказывается, в прессе писали, что в будущем детском магазине будут торговать одни иностранцы, а уже началась санкционная война, битва за импортозамещение, и разразился скандал. И глава Совета федерации Матвиенко критически где-то высказалась…
Мы оказались единственным русским магазином! Когда на открытии высоким гостям демонстрировали ЦДМ, то прежде к нашему магазину «Русь великая» подвели мэра Собянина и других. А потом глава управляющей комиссии сказал мне: как удачно получилось, вы — наша гордость, вы — наше лицо!
— А чем вы торговали?
— Только отечественными товарами! У нас были русские народные костюмы для детей, мебель и игрушки из Гжели и Хохломы, детская посуда с питерского фарфорового завода, климовские деревянные игрушки, дымковские и ковровские глиняные, богородские, матрешки, куклы … У нас охотно покупали наборы для росписи матрешек, конструкторы, из которых можно было собрать Кремль, наши самолеты, корабли… Были развивающие игры. Например, набор русских воинов, победивших в Ледовом побоище, оловянные солдатики, с которыми можно было разыгрывать исторические битвы. К ним прикладывались специальные тексты с рассказами, нам помогали члены Военно-исторического общества.
К празднику Победы мы предложили прекрасную книгу «Великая Отечественная война», изданную в Ростове-на-Дону специально для детей и подростков. Большая, яркая, в ней было множество приложений — пластинки, карты … Там была копия подлинного солдатского письма, сложенного в знаменитый фронтовой треугольник. Можно было взять в руки, развернуть…
— Горько говорить об этом в прошедшем времени? Магазина больше нет!
— От мошенничества, как выяснилось, не спасает у нас ничто.
Только, наконец, управляющая компания узаконивает право на собственность, и мы начинаем готовить договор, как ее отстраняют. И в январе 2016 года мы вдруг узнаем, что вместо нее прислана другая команда. Которая с нами никаких договоренностей «как бы» не имела и за «чужие» обещания отвечать не собиралась! Скорее, все это было заранее спланировано.
Я думал, меня уже ничем не удивить в нашем российском бизнесе. Неправильно думал. Во главе новой управляющей компании ООО «АНН-Ритейл» оказался специально выписанный из Швеции господин, который ни слова не знает по-русски! Он уже успел везде наследить — и магазин IKEA открывал, и ЦУМ развивал…
— И с чего начал этот «очень эффективный менеджер»?
— С самого главного. Ему очень не понравился наш русский магазин. Питер Партма заявил нам:
— Вы не подходите под мою концепцию настоящего европеизированного современного торгового центра! Вы в нее не вписываетесь!
Он хотел, чтобы москвичи могли водить в ЦДМ своих иностранных гостей и гордиться, что и у нас есть магазин не хуже ваших. А мы считали, что наш магазин в центре столицы России, — магазин для детей России!
Новым управленцам не понравилось, что мы участвовали в посвященной Дню Победы акции по раздаче георгиевских ленточек, нам даже попытались запретить, что большая георгиевская лента украсила нашу витрину, что…
— И во что вылилось ваше противостояние?
— Нам отказали во всех скидках, которые давала нам прежняя управляющая компания, хотя многим нашим иностранным соседям, наоборот, дали даже дополнительные, — мол, трудные времена, кризис. Больше нас в ЦДМ, кажется, никто не платил за аренду — получалось более 2-х миллионов рублей в месяц. Мы обратились к нескольким независимым экспертам, которые установили, что рыночная цена на самом деле составляет примерно 1 миллион. И мы стали эту сумму перечислять управляющей компании.
Нас стали выгонять с нашего места, из нашего магазина, куда-то под крышу, на практически пустой 4-й этаж. Где надо было опять все с нуля и опять за свой счет строить! Нам грозили отключить электричество, остановить торговлю…
И самое главное, с нами отказались заключить обещанный долгосрочный договор об аренде нами же выстроенного магазина. Это теперь у них в Европе называется «полным прекращением отношений».
— А наш самый справедливый и гуманный суд в мире?
— Иск в арбитражный суд Москвы мы подали еще в ноябре прошлого года. Просили вернуть нам наши 22 миллиона, потраченные на их ремонт, и до свидания, мы сыты этим ЦДМ по горло.
По закону решить судьбу иска должны были в пять рабочих дней, но… В общем, ответ нам дали 13 февраля — вернуть без рассмотрения.
Зато в декабре в считанные дни там приняли иск управляющей компании к нам. И практически на ту же сумму, что требовали мы, — 10 миллионов, якобы, недоплаченной аренды и еще 10 миллионов за просрочку платежей. Разве случайно такое бывает?
А 23 декабря продавцы пришли на работу, а работать негде — магазин заклеен рекламными щитами. Потом дали три дня на вывоз товара. Вывезти все за такой короткий срок невозможно. Но нас выгнали, замки поменяли. Там осталось, как показал учет, товаров примерно на 8 миллионов. Что сейчас происходит за рекламными щитами? Не знаю. «Руси великой» в ЦДМ больше нет.
***
Так для кого этот магазин в центре нашей столицы? Непонятно. Зато я точно знаю, что он — не для нас, он чужой нам, совсем чужой. Ну, и как это могло случиться? Ведь игрушки — это первое, с чего ребенок начинает познавать окружающий мир, осознавать себя, учиться русским словам и русским буквам… И вот тут-то ему и подсовывают медвежонка с английским именем, американскую уродину-куклу, героев-эсэсовцев…
Было, было такое. Ветеран Великой Отечественной войны пришел по наивности в открывшийся ЦДМ — купить внуку подарок. И ему предложили в иностранном бутике солдатиков… фашистской Германии. Он с боями отступал, потом с боями рвался вперед, терял товарищей, освобождал родную землю, видел что творили на ней немцы…
И 70 лет спустя после нашей Великой Победы в столице государства-победителя прилавки украсили пусть игрушечными, но вражескими солдатами в ненавистной нам всем форме… Это фашистскую нечисть нашим детям подсовывают в герои игр? С этого будет начинаться для них Родина?!
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»