«Над всей Украиной безоблачное небо…»

Одна мысль преследует и не дает покоя: почему не был введен запрет для полетов над страной, где идет гражданская война?

 

О трагедии в украинском небе можно сказать сразу: рано или поздно это должно было случиться. А еще — что это дикая случайность. С одной стороны, выводы вроде бы взаимоисключающие, с другой, — нисколько не противоречат друг другу.

 

В стране, где идет гражданская война, властями против собственного народа брошена армия, и бои идут не только на земле, но и в воздухе, рано или поздно какой-нибудь гражданский самолет должен был стать мишенью. Но вот то, что именно Boeing, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, погибнет в шестом часу вечера 17-го июля, — это дикая случайность. (Как и то, что это оказался самолет той самой малайзийской компании, которая несколько месяцев назад уже потеряла при странных и до сих пор не выясненных обстоятельствах такой же самолет с пассажирами).

Ясно, что на месте этого самолета мог оказаться любой другой. Потому что власти Украины так и не закрыли небо над страной для иностранных пассажирских самолетов. Чем они при этом руководствовались? Возможно, жадностью, нежеланием потерять один из источников доходов — плату за навигационные услуги по сопровождению судов на международных авиалиниях. Единственное, на что пошел Киев, так это всего лишь на некоторое ограничение: был объявлен запрет на полеты над юго-востоком страны для тех самолетов, что летают на высоте до 7 с половиной километров. А выше — пожалуйста!

И только после этой катастрофы власти Украины приняли, наконец, решение о закрытии воздушного пространства над значительной частью страны. Запрет коснется до 40 авиакомпаний, им придется внести изменения в маршруты почти 350 ежедневных рейсов.

Но почему владельцы этих компаний вовремя не озаботились проблемой безопасности своих пассажиров? Тоже обуяла жадность, которая на их языке называется «политикой минимизации и экономии средств»? Естественно, облеты украинской территории увеличивают время в полете, расход топлива, оплату экипажей, расходы на аэронавигационное обслуживание… Но тогда почему молчали правительства и политики? Ведь это их граждане становились потенциальными жертвами войны во время перелетов над Украиной. Почему?!

Ведь позаботились же они о том, чтобы накануне референдума в Крыму на всякий случай облетать Украину стороной. Береженого бог бережет! Тогда, веснойнекоторые наши авиакомпании по собственной инициативе изменили южные маршруты — в обхлд континентальной части Украины. Турки стали подальше держаться. Как сказал представитель Turkish Airlines, по причине нестабильной обстановки… Предупреждение об опасности полетов выдало своим операторам и Федеральное управление гражданской авиации США: «На фоне растущей напряженности и потенциальной нестабильности на Украине есть риск…».

Более того. Когда Крым вернулся в крепкие объятия России, Европейская организация безопасности аэронавигации («Евроконтроль») запретил европейским авиакомпаниям летать в Крым и даже транзитом над регионом. Поскольку «полеты контролируют несколько провайдеров воздушного движения», что небезопасно. ICAO считает небо над Крымом украинской зоной ответственности, Россия — своим… И вряд ли этот спор будет скоро закончен. ООН не признало изменения статуса полуострова, несмотря на результаты референдума.

Сколько во всем этом не экономики с безопасностью, а простой политики, можно только догадываться. Но здесь главное — в другом. Значит, смогли заранее принять меры предосторожности и запретить полеты над мирным Крымом. Так почему никто из всех этих деятелей не выступил за запрет полетов над охваченной войной Украиной? Не уж-то у пассажиров шансов погибнуть в небе Крыма больше, чем в небе Украины?!

Наверное, это тоже политика. Кому-то очень нужно было вывести украино-украинскую войну на новый виток эскалации. Ну, вот — дождались. И что теперь?

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend