Ситуация, когда тот или иной банк перевел деньги на карту мошенникам, пусть и не столь частая, но вполне приземленная к жизни. Об этом свидетельствуют и открытые цифры.
Увести нельзя отнять
В этой фразе, куда ни поставь запятую, смысл не изменится нисколько.
По разным данным, в минувшем году киберпреступники увели у россиян от 14 до 17 миллиардов рублей.
Известен даже случай, когда у жителя Новосибирска за одни сутки мошенники выудили 43 миллиона рублей. При этом злоумышленники действовали по стандартной схеме: позвонили потерпевшему через Telegram и, представившись сотрудниками Центробанка, сообщили, что «засекли подозрительный перевод средств с Вашей карты на счета экстремистских организаций…»
Этих слов для простодушного владельца миллионов оказалось достаточно, чтобы несколькими траншами перевести их на «безопасный» счет, любезно предоставленный потерпевшему великодушными «сотрудниками» банка.
Так победим?
На фоне роста подобных преступления весьма оптимистично прозвучало заявление зампреда правления Сбера Станислава Кузнецова, сделанного в кулуарах Петербургского международного экономического форума о том, что банк «запустил проект по возврату клиентам денег, которые они перевели мошенникам» и даже «успел вернуть денежные средства нескольким сотням клиентов».
Увы, корреспонденту «НВ» лишь ценой больших усилий удалось прояснить схему возврата банком украденных денег. Кредитная организация будет блокировать перевод на счета дропперов (физические или юридические лица, на счета которых выводятся украденные мошенниками деньги) в рамках «антиотмывочного» закона 115-ФЗ, сообщать об этом клиенту и затем будет помогать их вернуть. Для этого клиент должен предоставить банку заявление на возврат средств, после чего банк сразу вернет ему деньги. При этом клиент также должен будет оформить доверенность банку на право представлять его в суде, чтобы кредитная организация смогла в судебном порядке изыскать эти средства.
А пока новый проект еще не заработал на всю свою заявленную мощь, расскажем, уважаемые читатели, можно ли вернуть денежки, которые увели мошенники — без вашего на то согласия, разумеется.
Есть разница
В особую группу выделим случаи, когда граждане добровольно перечисляют деньги мошенникам:
при покупке какого-либо товара через Интернет;
перечислении предоплаты за получение услуги;
переводе денег на электронные кошельки через сомнительные обменники для снижения комиссии и т.д.
Вернуть эти деньги не то, чтобы невозможно вообще, а весьма проблематично. Поэтому подробнее остановимся на случаях несанкционированного списания денег с вашей карты. Они могут быть следующими:
1. Техническая ошибка
Например, при оплате какой-либо покупки клиент ввел ПИН-код или код подтверждения дважды, и произошло повторное списание средств с карты. Нужно обратиться в свой банк, после проверки вернут излишне удержанную сумму.
Иногда у самих банков происходят технические сбои в системе или при выдаче денег из банкомата. Паниковать не стоит — даже если деньги списались с карты, банк признает ошибку и вернет средства на счет.
2. Безакцептное списание
Это когда деньги со счета списываются по решению суда без уведомления клиента, если у того имеются непогашенные обязательства по выплате алиментов, налогов, штрафов, долгов по кредиту, что предусмотрено в договоре с банком. Мораль сей басни такова: внимательно изучайте подписываемые документы, чтобы потом не кусать локти!
3. Противоправные действия мошенников
Во-первых, это может быть банальная кража карты. Снять наличные через банкомат без знания ПИН-кода у вора не получится, но он может совершать без введения ПИН-кода некрупные безналичные и онлайн-покупки до тех пор, пока на карте человека не закончатся деньги или он ее не заблокирует.
Во-вторых, преступники могут воспользоваться похищенным паспортом, чтобы получить доступ к банковским счетам жертвы или открыть на ее имя кредит, выводя средства до тех пор, пока счета не заблокируют.
В-третьих, банкомат может отнюдь не случайно проглотить карту. Злоумышленник помещает в картридер ловушку для карты жертвы, а сам стоит где-то рядом и запоминает ПИН-код. После неудачных попыток извлечь карту потерпевший уходит за помощью к сотрудникам банка, и этого мгновения для мошенника вполне достаточно, чтобы опустошить счет. Такой вид воровства называется траппингом.
В-четвертых, потерять свои деньги можно в процессе купли-продажи товаров и услуг через онлайн-сервисы, при возникновении разногласий между покупателем и продавцом товара или поставщиком услуги. В этих случаях вернуть свои кровные можно с помощью чарджбэка — процедуры оспаривания платежа по банковской карте, о которой мы поговорим отдельно.
Но вынуждены сразу предупредить: если владелец карты по ошибке отправил деньги не тому человеку, добровольно перечислил их мошенникам или неудачно куда-то инвестировал, чарджбэк не сработает.
Спасенье — дело ваших рук
А теперь распишем пошагово алгоритм действий, если с банковской карты украли деньги:
1. Немедленно заблокируйте карту.
Сделать это можно несколькими способами:
через мобильное приложение банка. Если оно у вас установлено и там есть опция блокировки карты, найдите в приложении нужную карту и выберите команду «Заблокировать».
По телефону горячей линии. Номер для экстренной связи указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте банка. Лучше заранее сохранить этот номер в телефоне, чтобы не тратить время на поиски. Оператор службы техподдержки попросит назвать паспортные данные, кодовое слово или код из СМС-сообщения, которое он вам вышлет. После этого сотрудник банка заблокирует карту.
В онлайн-банке. Зайдите в личный кабинет на сайте банка, найдите опцию «Заблокировать карту» и подтвердите свое действие кодом из СМС.
По СМС. Некоторые банки позволяют блокировать карты по СМС. Обычно для этого надо отправить на короткий номер банка кодовое слово (например, «блокировка») и через пробел последние четыре цифры номера карты. Если у вас только одна карта, то цифры можно не вводить — банк и так поймет, о какой карте речь. Вы получите код, который надо снова отправить на номер банка для подтверждения блокировки.
В отделении банка. Если сообщение о незаконной операции по вашей карте застало вас рядом с офисом банка и у вас есть с собой паспорт, то вы сможете не только заблокировать карту, но и сразу написать заявление на возврат денег.
2. Сообщите о краже и оформите возврат денег.
По закону банк обязан вернуть деньги, если вы выполнили два условия:
а) сообщили банку о краже денег с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции (если не успеете, банк будет вправе вам отказать).
б) Не нарушали правила безопасности при использовании карты. В частности, не сообщали мошенникам данные карты, не хранили ПИН-код вместе с картой, не писали код на самой карте, не позволяли никому делать ксерокопии или фотографировать вашу карту. Если банк докажет обратное, то не вернет вам украденные деньги.
Но в любом случае вам придется сходить в отделение банка, чтобы написать заявление о несогласии с операцией с требованием вернуть деньги. Сохраните у себя копию заявления с отметкой о том, что банк его принял.
3. Напишите заявление в полицию.
Поскольку кража денег — это уголовное преступление, обратитесь в полицию. Возможно, ваша информация поможет быстрее вычислить и поймать преступников.
Банк проведет служебное расследование. В нем примет участие и платежная система. Если мошенники действовали на территории России, то по закону служебное расследование может длиться максимум 30 дней, если операция была международной — 60 дней.
По итогам расследования с вами свяжется сотрудник банка и сообщит о решении. Если банк убедится, что вы не нарушали правила использования карты и при этом опротестовали операцию вовремя, вам вернут деньги.
Если мошенники украли деньги с карты, а ваш банк не сообщил вам об операции, то по закону он обязан возместить потери. Даже если вы обнаружили кражу денег со счета не сразу, а через месяц или год после того, как она произошла.
В этом случае сначала нужно написать заявление в банк с требованием вернуть незаконно списанные деньги. Если же банк откажется их перечислить, то можно идти в суд.
Вероника КЛЮЕВА
NB!
ЦИФРЫ И ФАКТЫ. Согласно статистике, около 80% жертв при получении на телефон уведомлений о попадании в беду родственников перечисляют деньги не задумываясь, и только 20% граждан перепроверяют информацию.