У Юрия Трифонова есть прекрасный рассказ о памятнике. Он написал о том, что бесчисленное количество гранитных изваяний разным лицам расставлено по площадям наших городов, но они — незаметны. Их замечают только тогда, когда они…исчезают. Я и сам убедился в этом. Помню, как у входа на стадион, где мы в детстве играли в футбол, стояла такая небольшая «композиция». На скамеечке сидели бронзовые В. Ленин и И. Сталин. И вот в одно прекрасное утром мы увидели, что Сталин — исчез, а рука Ленина «обнимала» пустоту. И никого это не взволновало, поскольку устанавливала памятник власть. Она и убрала.
Об этом я подумал, когда прочитал новость — инициативная группа в Красноярские предложила любопытную вещь: путем интернет-голосования выявить, какой новый памятник нужен городу. Деньгами помочь пообещал бизнесмен и политический деятель Константин Сенченко. Об этом он и написал на своей странице «Вконтакте»:
«Сегодня в городе много разно- го рода скульптур. Однако, никто не спрашивал у людей, чего они хотят… Какой памятник или арт- объект нужен городу — должны решать жители. Поэтому я предла- гаю всем нам подумать…. Проголо- совать за идею. А я, в свою очередь, поддержу проект финансово».
Блогосфера, естественно, решила, что нужен памятник… жуликам и ворам. Теперь интернет активно обсуждает, каким именно он должен быть. Планируется открыть и яндекс-кошелек для сбора средств на строительство. Но у меня есть некоторые сомнения — очень сложно в данном случае сформулировать идею и воплотить ее в бронзе.
Ну, как, к примеру, должен выглядеть памятник жуликам и ворам? В виде «золотого тельца»? Я бы предложил поставить такой, простите, монумент — Шура Балаганов и Михаил Самуэлевич Паниковский распиливают «золотую» гирю (у нас же страна РОЗ — распил, откат, занос). И ничего, если Шура и Миша будут вызывать всеобщую любовь и поклонение — никакие памятники вообще не должны вызывать ненависть.
А еще на граните надо бы высечь надгробную речь Остапа Ибрагимовича Бендера, который сказал, прощаясь с Паниковским: «Все свои силы он положил на то, чтобы жить за счёт общества. Но общество не хотело, чтобы он жил за его счет. А вынести этого противоречия во взглядах Михаил Самуэлевич не мог… И поэтому он умер».
Здесь ключевые слова — «а общество не хотело, чтобы он жил за его счет». У нас пока общество не демонстрирует этого желания. Оно покорно принимает рост тарифов ЖКХ, глотает за безумные цены всякую чушь из продуктовых магазинов и аптек, молча смотрит на строительство трамплинов за 9 млрд. и бесполезных мостов, типа того, что на острове Русский.
Пока мы страна РОЗ (распил, откат, занос) — пусть стоят такие вот обелиски, напоминая нам о нашем молчании.
Акрам МУРТАЗАЕВ