Третьего не дано

Есть единственный выход, чтобы маленькая Литва не ставила больше на колени большую Россию

Сегодня мало кто помнит, что сразу после войны в составе РСФСР значилась Кенигсбергская область с административным центром в городе Кенигсберг. А год спустя, 4 июля 1946 года, отошедшая к СССР часть Восточной Пруссии была переименована в Калининградскую область, а город недолго думая нарекли в честь всесоюзного старосты Калининградом.

Третьего не даноВ этом году об этой знаменательной дате мало кто вспомнил. Единственным исключением стал готовый на всем и вся попиариться лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Он выразил мнение о необходимости сменить название Калининграда на Владибалтийск, а Калининградской области — на Балтийский край. Будто от смены названия города и региона изменится нынешняя проблема? Но о ней Миронов смолчал.

Как известно, Литва с 18 июня прекратила транзит по железным дорогам из России в Калининградскую область некоторых видов товаров из санкционного списка ЕС. И уже несколько недель политики и политологи заняты размышлениями о том, чем Москва может ответить на транспортную блокаду самого западного субъекта Российской Федерации. И если раньше разговор о войне с НАТО носил отвлеченный характер в рамках обсуждения маловероятной перспективы, то Литва своими действиями приблизила эту вероятность. Если грузовой транзит не будет восстановлен, Россия оставляет за собой право на действия по защите своих национальных интересов, заявила Мария Захарова. Идентичные заявления сделали и другие знаменитости страны, в том числе губернатор области Антон Алиханов. Так и хочется спросить у всех политиков и государственных деятелей, а что же вы до этого времени делали? Ведь литовские правители на протяжении нескольких десятков лет твердили, что у них есть рычаг давления на Россию — транзит в Калининград. И в ночь с 17 на 18 июня этот рычаг был приведен в действие.

Я живу в Калининграде четвертый десяток лет. И анализируя отношение Москвы к Янтарному краю, прихожу к печальному выводу, что область для России как тот чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко.

После развала Советского Союза губернаторы Юрий Маточкин и Леонид Горбенко, будучи крепкими хозяйственниками, в тяжелейших условиях отстаивали интересы жителей самой западной области России. На смену им пришли те, кто слепо выполнял указания сверху. И понеслось!

В 2002 году высшее руководство страны уверяло калининградцев, что никаких виз для жителей эксклава не допустит и обеспечит их право на свободу передвижения. Тогда же председатель думского комитета по международным делам и по совместительству спецпредставитель Президента по проблемам Калининградской области Дмитрий Рогозин делал жесткие заявления, говоря о возможной реакции России, если Запад будет настаивать на своем решении о введении визового режима. В этом случае, заявлял Рогозин, Литва может остаться без российского транзита, а он дает значительную часть валютных поступлений в бюджет республики. Но уже 1 июля 2003 года сам же Рогозин стал уверять калининградцев в эффективности подписанного межправительственного российско-литовского соглашения об упрощенном проезде из Калининграда в остальную часть России и обратно. Иными словами, маленькая Литва поставила на колени большую Россию — «добро» на проезд россиянина из России в Россию стал давать литовский чиновник. Посчитал ли спецпредставитель президента России по проблемам Калининградской области г-н Рогозин это достижение победой российской дипломатии, доподлинно неизвестно, но я могу лишь догадываться, что было именно так.

В то время в области побывала масса депутатов, политиков, чиновников правительства. Многие поддерживали введение визового режима, уверяли жителей эксклава, что им теперь уготована райская жизнь в центре Европы. Только депутат Госдумы Сергей Глазьев заявил, что, на его взгляд, жителей Калининградской области родное правительство «кинуло» самым наглым образом, поправ право на свободу передвижения. Но слова так и остались словами. Для всех жителей региона стало обязательным наличие загранпаспорта, никто не компенсировал калининградцам затраты на оформление виз. Для многих военнослужащих и военных пенсионеров, носителей секретов, все эти годы единственная возможность попасть на «материк» стал полет на самолете. Но военной пенсии иногда хватает только на лекарства, оплату ЖКХ и еду. А ведь еще 20 лет назад можно было поступить также, как Советский Союз поступил с некоторой категорией северян. С поселком Гремиха Мурманской области нет сообщения по суше, туда можно, если погода не внесет свои коррективы, добраться только по морю. Учитывая это, правительство СССР ввело повышенный коэффициент для гремиханцев. Подобным образом можно было поступить и с калининградцами. Увы да ах.

В «Парламентской газете» я в те годы опубликовал статью «Блокада для Калининграда». На нее письмом в адрес автора отреагировал заместитель Председателя Государственной думы Владимир Жириновский: «Зажимают в угол и бьют? Отвечай! Слава Богу, наши предки оставили нам в наследство страну, самую богатую ресурсами и землями, и России есть что ответить на выпады Запада. Не хотят по-хорошему, мы сделаем по-плохому. Тогда и посмотрим, кто еще кому хвост в дверях Калининграда прищемит».

Да, в России тогда было чем ответить тем, кто пытается поставить страну на колени. Не признай Россия границы Литвы в обмен на гарантии транзита граждан России и грузов из Калининграда и в Калининград, Литва не вступила в ЕС и НАТО. Еще тогда Россия могла вернуть Клайпеду. Современные границы Литвы устанавливал Советский Союз, и они не имеют никакого отношения к Литовской Республике, которая объявила себя правопреемницей досоветской Литвы и отвергла Литовскую ССР как «советскую оккупацию». Фактически единственной официальной правопреемницей СССР является Российская Федерация.

Третьего не даноЧто же мы слышим сегодня? МИД говорит о защите национальных интересов, губернатор области Антон Алиханов заявляет, что Калининградскую область спасут паромы, которые справятся с новыми грузами. Но вот кто посчитал, во что обойдутся эти грузы для кошелька калининградцев? Цены ведь в Янтарном Крае по отдельным показателям выше, чем в столице. При низких в разы доходах. И калининградцы хорошо помнят, как несколько лет назад первые же рейсы паромов показали, что они по цене только для богатых людей. При этом надо учитывать и зимнюю навигацию на Балтике.

Что касается нынешней ситуации, то у меня на этот счет имеется много соображений. Но высказывать их не буду, так как сегодня, оказывается, в отсутствии цензуры, о многом говорить нельзя. Удивляет только, что эту ситуацию пока никак не прокомментировал гарант Конституции. Или этот вопрос отдан на откуп губернатору?

Алиханов же заявляет, что работа над решением вопроса с транзитом грузов через Литву в Калининградскую область может быть завершена с положительными для региона результатами. «Исходя из той информации, которую мы получаем по разным каналам, по разным источникам, мы понимаем, что работа идет, и есть хороший шанс, что она будет завершена так, как нужно региону и как нужно нашей стране», — сказал губернатор.

Но даже если что-то и решится, то где гарантия того, что та же Литва по указке Евросоюза и НАТО спустя какое-то время вновь не попытается поставить на колени Россию? Может, Кремлю уже стоит определиться по статусу самого западного региона России? Если это военный форпост страны на Балтике, то и надо сделать его форпостом, и все перевести на военные нужды, как это было в Советском Союзе. Здесь тогда дислоцировалось несколько армий, в том числе армия ракетных войск стратегического назначения, сильное авиакрыло, сильный Балтийский флот. А если это туристическая Мекка, как утверждают многие, тогда ее и надо делать туристической Меккой. Третьего в создавшейся ситуации, мне кажется, не дано.

Валерий ГРОМАК

капитан 1 ранга в отставке, военный обозреватель «НВ»

Похожие статьи

Send this to a friend