Как мы уже писали в 9-м номере «НВ» от 24 мая 2022 г., семью Героя Советского Союза Валерия Чкалова ушлые «коммерсанты» уже полтора года пытаются лишить земельного участка в Серебряном Бору. И вот на днях эта тема получила новое развитие.
Дочь легендарного летчика, Ольга Чкалова, потребовала выдать ей… урну с прахом отца, захороненную в Кремлевской стене. Она опасается, что неблагодарные потомки, пытающиеся ограбить семью великого летчика, не остановятся ни перед чем, чтобы заработать на его останках.
На подвиге Валерия Чкалова росли миллионы мальчишек Советского Союза, его именем назывались улицы и школьные дружины во всех уголках страны. Пример беззаветного служения Родине! Тем позорнее воспринимается драма, разыгравшаяся вокруг буквально травли потомков Валерия Чкалова в Москве.
После гибели героя его вдове и троим детям — сыну Игорю, дочерям Валерии и Ольге (она родилась через пять месяцев после гибели отца) — постановлением Совнаркома СССР от 27 декабря 1938 г. №1357, принятым по личному распоряжению Сталина, была предоставлена дача в Серебряном Бору. Причем Иосиф Виссарионович подчеркивал, что в память о подвигах мужа и отца семья получает эту дачу в вечное пользование. Дети летчика стали взрослыми, обзавелись семьями — на даче выросли третье, четвертое поколения…
— Дача стала нашим родовым гнездом. Сюда привозили из роддома детей, отсюда провожали в последний путь стариков. Яблони, посаженные прабабушкой Ольгой, вдовой Валерия Чкалова, до сих пор плодоносят, — говорит правнук летчика Игорь.
Чкаловы и помыслить не могли о том, что однажды их могут «попросить с дачи». Но это происходит прямо сейчас! Старших детей летчика — Валерии и Игоря Чкаловых — уже нет на свете. Младшей Ольге — 82 года. Есть внуки, правнуки, уже и праправнуки, большая дружная семья, держатся вместе.
С распадом СССР в 90-е годы недвижимость по всей стране начали массово приватизировать (в СССР не существовало понятия «право собственности» — было «право пользования»). По принципу: кто раньше успел, тот все и получил.
Дачи в Серебряном Бору формально являлись частью треста дачного хозяйства «Мосдачтрест» (по сути, дачный кооператив). Руководство структуры все эти годы категорически не позволяло жильцам приватизировать их дачи. Потому что Мосдачтрест… сам эту землю и приватизировал! Без уведомления владельцев участков.
А в 2020 году часть земли вместе с постройками была… продана третьим лицам — частной компании. Без учета интересов жильцов, в обход логики, здравого смысла и семейного права. В том числе оказалась продана дача семьи Чкаловых. И вот уже два года потомки героя вынуждены ходить по судам, где они пытаются оспорить приватизацию земли дачным кооперативом и последующую ее продажу.
Чкаловы собрали кипы документов в свою пользу. Ключевая бумага — постановление Совета народных комиссаров СССР от 1938 года о том, что дача передается в пользование семьи. Минюст России подтвердил (письмо №13-146360/21 от 09.12.2021) правомочность постановления по сей день! Россия заявляет себя правопреемницей СССР, а значит, должна выполнять и обязательства Советского Союза. Законы и подзаконные акты, принятые правительством СССР, обратной силы не имеют, и для того, чтобы изменить нормы, в них заложенные, необходимо решение правительства нашей страны. Дачу Чкалову выделили именно государственным, правительственным решением. Следовательно, распоряжаться ее судьбой может только Совет министров РФ. И объяснить, каким образом муниципальное предприятие «Мосдачтрест», вообще не имевшее права на приватизацию, стало хозяином очень дорогой московской земли, можно только полным беспределом, который царил в нашей стране в 90-е.
Кроме того, нарушается множество федеральных законов, в том числе Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы: право наследников официальных и кровных является преимущественным.
Однако суд первой инстанции не принимает все эти доводы и выносит решение в пользу дачного кооператива и купившей землю компании. Апелляционный суд решение отменяет, приняв сторону Чкаловых. Затем был суд кассационный.
— Суд удалился в совещательную комнату буквально на две минуты, после чего нам выдали напечатанное готовое решение — и как успели так быстро?! — не в нашу пользу, — рассказал Игорь Чкалов. — Создан страшный судебный прецедент: договор купли-продажи (между дачным кооперативом и частной компанией), оказывается, превыше всего остального. Превыше постановления от 1938 года, юридическая сила которого подтверждена Минюстом, Гражданским и Семейным кодексами… Отсюда следует, что какой-нибудь сумасшедший коллекционер сможет так же выкупить и прах Валерия Чкалова из Кремлевской стены по договору купли-продажи?! Поэтому мы и просим срочно передать прах прадеда из Кремлевской стены в семью!..
Точку в этом споре должен поставить Верховный суд РФ.
— Старшее поколение семьи нам пришлось вывезти с дачи — там теперь небезопасно. Кооператив (точнее, руководство Мосдачтреста) отключал свет и воду. Словом, создаются все условия для того, чтобы выбросить семью с дачи до вынесения решения Верховным судом, — продолжил Игорь Чкалов…
Очень много мы сейчас говорим о патриотизме. Но чего стоят эти слова наших чиновников, если государство не в силах защитить память о легенде, символе нашей Родины? По информации «МН», купившая втихую землю в Серебряном Бору компания планирует там элитную жилую застройку…
Виктория КАТАЕВА