«Дом окнами на жизнь»

Такое название дала своей книге обозреватель «НВ» Валентина Акуленко. И также можно назвать виртуальный приют, под крышу которого автор поселила своих героев — совершенно разных по характеру, но, без сомнения, одинаково сильных людей.

«Дом окнами на жизнь»
Мир Валентины Акуленко — это мир людей, которых она любит, и мир природы, к которой из- давна питает самые нежные чувства; церемония вручения Валентине Владимировне диплома и удостоверения обозревателя «НВ» прошла в теплой домашней обстановке, отчего нисколечко не потеряла в торжественности; книга с дарственной надписью автора.

Могу лишь представить, что испытывала Валентина Акуленко, открывая сигнальный экземпляр этой книги. Не сказать, что она у Вали — простите, Валентины Владимировны, первая, ибо до нее выходили книжки-миньоны. Но они, скорее, были робкими попытками журналиста заявить о себе как о сформировавшемся очеркисте и начинающем писателе.

И вот перед нами полнокровная книга. Во многом — автобиографичная. И не только в девяти представленных здесь рассказах, в которых Валентина Акуленко «прячется» в облике главной героини повествования Валерии Глебовой. Даже в журналистских работах Валентина отнюдь не сторонний наблюдатель, а неизменно действующий персонаж, глубоко сопереживающий за тех, о ком пишет.

Взять тот же «Товарищ» — специальную страничку старшеклассников при республиканской молодежной газете «Комсомолец», которую придумал Евгений Владимирович Давыдов — самый многодетный, по определению Акуленко, отец, и вы, прочитав очерк «Просто Давыдов», поймете — почему. А еще — заслуженный журналист Карелии (такое же, кстати, звание вслед за Учителем получит позднее и сама Валентина), отличник народного просвещения. А — главное — друг. Воспитавший из вчерашних школьников целую плеяду — более полусотни! — ярких и самобытных журналистов (отсюда, в общем-то, и его «многодетность»!), работающих в разных уголках страны и за рубежом. В этом списке первые строчки (и не только по алфавиту) занимает Валентина Акуленко.

Честно говоря, лично для меня не было острой необходимости перечитывать все произведения коллеги, собранные под твердым переплетом этой книги. Стоило мне пробежаться глазами по первым строчкам или по заголовкам — и я мог просто по памяти безошибочно рассказать, о чем идет речь, равно как выстроить сюжеты и назвать до боли знакомые имена героев Валиных очерков.

Секрет тут прост. И хотя сама Валентина в предисловии к своей книге об этом факте творческой биографии скромно умалчивает, открою тайну сию с нескрываемой гордостью. Большинство очерков Валентины Акуленко начинали свой путь в большое плавание со страниц еженедельника «Деловой вторник» (в 2012 г. газета переименована в «Новый вторник». — Ред.).

Оказавшись в кресле главного редактора «Вторника» и впервые в этом качестве познакомившись с творчеством Валентины Акуленко, я сразу понял, что имею дело с весьма талантливым, но в равной степени необыденным журналистом. Необыденным в том смысле, что материалы Валентины, да простит она меня за такую характеристику, не совсем вписывались в газетный формат. Они из него упорно выпирали не только по объему, но, главное, по содержанию. И вообще. В тот момент Акуленко, можно сказать, явилась к нам первой ласточкой, несущей в своем клювике, да и на крылышках тоже, позабытый-позаброшенный газетный жанр — очерк. Жанр, неизменно предполагающий ту самую человечность, присутствие в материале необычного героя. Или — совершенно обычного. Это, если с точки зрения его соседа, но редкого — по мнению журналиста, его открывшего.

Уже тогда я сравнивал очерки Акуленко с очерками известного журналиста «Комсомолки» Дмитрия Шеварова, чья персональная рубрика «Добрые лица», регулярно появлявшаяся в нашем же «Вторнике», выросла в одноименную и полноценную книгу. И был стопроцентно прав, коль скоро судьбу Дмитрия практически повторила Валентина. С той лишь разницей, что свои очерки в «ДВ» и «НВ» она печатала под другой рубрикой — «Наши люди», хотя недавно редколлегия «НВ» наделила ее правом продолжить и шеваровские «Добрые лица», уже под собственной, именной подписью.

«Дом окнами на жизнь»Получив по почте от Валентины Акуленко книгу «Дом окнами на жизнь», я глубоко порадовался за нее, и рука, как говорят в подобных случаях, сама потянулась к перу. Но в своих заметках я меньше всего преследую цель устраивать «разбор полетов» и буквально по косточкам исследовать содержание книги. Оставлю эту миссию будущим читателям. С рекомендацией читать книгу неспешно. С карандашом в одной руке и блокнотом — в другой. Для меня же, прочитавшего и подготовившего к публикации сначала в «ДВ», а позднее — и в «НВ» десятки очерков Валентины Владимировны, очень важно донести до широкой общественности главное: ее книга — пример беззаветного служения однажды выбранному пути, а в нашем случае — жанру.

Творчество Акуленко, сколько помню, всегда находилось на грани — на грани журналистики и писательства. Писательства и журналистики. Мы знаем немало случаев, когда журналисты становились писателями, равно как и наоборот.

Живой пример — Леонид Жуховицкий. Закончив Литинститут им. Горького в Москве, он проходил практику в одной из курских газет и так вжился в профессию, что выйти из нее не может вплоть до сегодняшних дней. Это ведь его роман «Остановиться, оглянуться…» — о журналистах времен оттепели — стала настольной книгой не только для студентов журфаков, но и матерых акул пера.

Есть примеры с точностью до наоборот. И тут я не могу не вспомнить в первую очередь о Георгии Пряхине. Мечтал о журналистике, прошел школу «Комсомольской правды», а вырос в известного писателя — такого же, кстати, автобиографичного, как Валентина Акуленко. Первый же его роман — «Интернат» — стал романом о самом себе, о пройденном в детстве пути, об интернате, заменившем будущему писателю родной дом в послевоенные годы. Да и в более поздних произведениях Георгий Владимирович умело сочетает вымышленные образы и ситуации с автобиографичностью, часто вспоминает маму, родной ставропольский очаг.

Что касается Валентины Акуленко, то автобиографичность ее писательства совершенно ей не мешает. Наоборот, она придает очеркам и эссе автора лишние, если можно так выразиться, правдивость и объективность. И тот самый эффект присутствия, который, к глубокому сожалению, начал исчезать (если не исчез совсем) из современных журналистских материалов как обязательный, согласно теории журналистики, элемент творчества.

Повторяю: Валентину Акуленко надо читать с карандашом в руках. А для студентов журфаков ее книга — и вовсе настоящий учебник, по которому можно и нужно учиться тому, как и о чем писать. Не говоря уже о прекрасной галерее воспетых Валентиной Акуленко героев, у которых следует учиться иной науке — науке жить на этой земле. Жить «так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», и «чтобы не жег позор…»

Надеюсь, эти-то строчки из знаменитого романа Николая Островского — писателя, кстати, тоже глубоко автобиографичного, начинающие журналисты еще помнят.

А еще Валина книга — для тех, кто любит Родину, российскую провинцию. Кто ценит родной дом, и родной очаг, и родные просторы. Для кого все эти слова — не пустой звук.

Можно сказать, Валентина Акуленко собрала и поселила своих героев — разных по характеру, но безусловно сильных людей — под крышу одного дома. Дома окнами на жизнь. За что ей чистосердечное спасибо!

Леонид АРИХ

главный редактор «НВ»

Похожие статьи

Send this to a friend