Роковая ошибка властей

Именно так оценивает попытки московских властей под видом благоустройства урбанизировать чудом сохранившиеся лесопарки столицы известный правовед Сергей Бабурин.

Роковая ошибка властейВ предыдущих номерах «Новый вторник» раскрыл читателям коварные (другого слова и не подберешь) планы правительства Москвы, умело замаскированные под благоустройство лесопарков столицы, хотя речь на самом деле идет о ликвидации последних сохранившихся островков природы в столице.

Экологи уже высказали свое негативное отношение к данной программе в письмах мэру Москвы и президенту РФ, здравомыслящие граждане пытаются опротестовать действия чиновников и не отдать леса в распил. А что по этому поводу думают специалисты в области государства и права?

Мы попросили ответить на наши вопросы главного научного сотрудника Института государства и права РАН, доктора юридических наук Сергея БАБУРИНА.

— Сергей Николаевич, помогите, пожалуйста, грамотно квалифицировать коллизию, возникшую в столице под занавес года! Что мы имеем? С одной стороны — узаконенный в бюджете, а по сути — вредоносный проект перелицовки лесопарков и превращения их в некие развлекательные комплексы, стремление московских властей как можно скорей реализовать задуманное. С другой — попытки специалистов и рядовых москвичей опротестовать эти коварные замыслы.

— Колоссальная проблема. Роковая ошибка властей. Ведь лесопарки — это легкие города.

— Тем не менее, защитники лесопарка «Покровское-Стрешнево», одного из ООПТ, включенных в программу т.н. благоустройства, столкнулись с поразительным явлением. Все обращения с требованием заморозить вредоносный проект до проведения подлинной научной и общественной экспертизы, — куда бы эти обращения ни направлялись (в Московскую прокуратуру, в Министерство природы, в администрацию президента, в правительство РФ, в Роспотребнадзор, Генпрокуратуру РФ), неизменно переадресовываются «по компетенции» в правительство Москвы. А все ответы приходят из департамента капитального ремонта г. Москвы, который как раз и является инициатором, заказчиком и главным бенефициаром работ по «капремонту» столичных лесопарков.

Получается, что Москву и ее население попросту исторгли из юрисдикции Российской Федерации и отдали в полную и никому не подконтрольную власть нынешней столичной администрации. Москвичи оказались практически не в состоянии защищать свои духовные приоритеты, свое здоровье, будущее своих детей!

— Вот почему нам надо пересмотреть функции уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. Этот институт должен иметь возможность реального вмешательства в беззаконие и произвол. Сегодня уполномоченных на всех уровнях превратили в государственных жалобщиков. Если человек обратился по своим бедам, и уполномоченный видит, что обращение обоснованное, что имеет место произвол и беззаконие, то уже уполномоченный пишет жалобу в какой-либо орган. Это абсурд. Уполномоченный должен направлять в суд, например, предписание о прекращении производства по делу, возвращении дела на доследование, если видит, что в основе лежит беззаконие. Уполномоченный должен не просто направлять письмо, — он должен давать поручение должностным лицам пресечь то или иное беззаконие. Чтобы неповадно было отделываться отписками. Вплоть до того, что уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, на мой взгляд, должен своим актом отстранять должностных лиц разных уровней от исполнения ими их обязанностей — с тем, чтобы они могли восстановиться только при судебном обжаловании акта уполномоченного.

— В этой истории поражает очевидное пренебрежение не только законами природы, но и законами Российской Федерации. Ведущие российские эксперты в области экологии уже высказали резко отрицательное мнение о запланированном «благоустройстве» природных территорий Москвы, прямо назвав его причинением вреда, в том числе — необратимого, природе и окружающей среде нашей столицы. Навязываемая правительством Москвы городу Программа «капремонта» лесов нарушает конституционные права граждан на благоприятную среду обитания (статья 42 Конституции РФ), прямо нарушает положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ.

— Мы слишком расслабились в конце XX века. И посчитали, что мы все уже можем. Что у нас все хорошо, а должно быть еще лучше. А лучшее оказалось врагом хорошего. Вот мы с вами и пожинаем плоды.

— Чего не хватает нашей государственной машине, чтобы работать как положено — в интересах страны и граждан?

— Не хватает баланса в органах власти. Сегодняшний статус Государственного совета очень слаб. Госсовет не является органом власти. Я убежден, что на следующем этапе конституционной реформы необходимо объединение в единый высший орган законодательной власти Государственного совета и Совета Федерации. И конечно, надо корректировать первую и вторую главы Конституции. В том числе — привести в соответствие ряд вещей, которые требуют более серьезного укрепления духовно-нравственных ценностей. Например, нужно менять понимание, что единственной высшей ценностью являются права и свободы человека. К высшим ценностям нужно относить еще и Отечество, нравственность, святыни.

— Но жизнь показывает, что на практике наши никому не подконтрольные и неподсудные чиновники Конституцию зачастую попросту игнорируют.

— А это второй вопрос. Это не связано с самой Конституцией. Я не удивляюсь, когда некоторые мои коллеги даже проводят международные или российские круглые столы с темой «Судьба Конституции в обстановке неисполнения конституционных норм». Это говорит о том, что в обществе назревает ситуация, когда необходимо поставить вопрос об ответственности власти. Это нужно делать через восстановление органов народного контроля над публичной властью. И я как сторонник нравственного государства считаю, что должны быть органы духовно-нравственного надзора над любыми актами законодательной, исполнительной и судебной власти, чтобы высшие духовные авторитеты страны могли поправлять ошибки политиков.

Возьмите ситуацию с судами. У нас сегодня только ленивый не заявляет, что судебная система находится в кризисе. Если мы говорим, что суд — это главное место, куда должен обращаться за защитой человек, так и сделаем его главным местом правосудия в нашей стране! Чтобы суды вновь стали реально независимыми. И может быть, пора отказаться от ситуации, когда судья не зависит ни от населения, ни от закона, а зависит только от административного ресурса. Надо возвращаться даже к выборности многих уровней судей населением.

— Ученые-правоведы говорят, что политика во всем мире сегодня подмяла под себя закон.

— Вариантов два. Или повсеместные революции в этих странах. Или осмысленные действия гражданского общества по переходу к нравственному государству. Общество должно заставить правящие элиты обеспечивать соответствие всех правовых механизмов и правовых актов.

— Если защитники московских лесов обратятся за помощью в Институт государства и права, их там услышат? Ведь люди, в сущности, пытаются сохранить те самые «скрепы», о которых любят рассуждать государственные мужи. Без русского леса нет русского человека! Нет русской души, нет русской силы!

— Конечно! Если лес отдан в полное распоряжение строителей и ремонтников, это не такая уж безобидная вещь. Лесные пожары, стихийные бедствия, климатические катаклизмы пожирают наши леса, а если еще и мы будем прикладывать руку к их уничтожению… Думаю, в Институте государства и права вас услышат.

Ирина КИРЬЯНОВА

Похожие статьи

Send this to a friend