Благодаря природным ресурсам и труду налогоплательщиков, в России сегодня не просто много, а очень много денег.
Сотни миллиардов долларов запрятаны в золотовалютных резервах и в Фонде национального благосостояния. Однако власти мамой клянутся, что средств на поддержку быстро беднеющего населения и на развитие экономики нет.
На фоне нагнетания холодной войны между РФ и Западом аналитики все чаще предупреждают, что растут риски ареста российских активов и счетов в США и Западной Европе. А у нас там лежит много. И что делать? Очередная задумка российского Минфина привела в изумление даже видавших виды экспертов.
Предлагается часть свободных средств ФНБ в виде кредитов передать другим государствам. Да, именно так — кредитовать не свои промышленные предприятия и сельское хозяйство, не задыхающиеся от безденежья малые и средние предприятия, а экономику других стран! И чтобы это не выглядело откровенным бредом либо предательством национальных интересов, в качестве прикрытия придуман некий фокус. Совсем примитивный.
Получившие наши кредиты страны должны будут использовать их лишь на закупку российских товаров. И тем самым поддержат российскую промышленность. Какие мудрецы сидят в Минфине!
Однако эксперты комментируют сей проект, применяя ненормативную лексику. Прежде всего потому, что он никоим образом не помешает нашим оппонентам из США и Западной Европы заморозить, а то и изъять хранящиеся у них наши деньги.
«Очень трудно уловить логическую связь в рассуждениях Минфина, — недоумевает доктор экономических наук Игорь Николаев. — Допустим, мы предоставили кредит Венгрии. Разве это снизит вероятность блокировки счетов нашего правительства или активов госкорпораций в США или Великобритании? И если какая-нибудь страна пойдет на столь жесткие меры, каким образом мы смягчим их последствия?»
Второе: вряд ли страны, заинтересовавшиеся нашими кредитами, смогут предложить за них достойные проценты. И какая-никакая доходность проекта в целом будет обеспечиваться — теоретически! — приобретением товаров нашей промышленности. Но, по мнению аналитиков Высшей школы экономики, вряд ли они заинтересуют Европу, разве что отдельные виды продукции, такие, например, как удобрения.
А накачивать нашими кредитами страны третьего мира — это снова, как было в СССР, заниматься благотворительностью, чтобы потом списать эти невозвратные долги.
Кроме того, где гарантии, что в этих третьих странах не сменятся политические режимы? Вдруг новые власти захотят присоединиться к санкциям Запада хотя бы для того, чтобы под удобным предлогом не возвращать российские деньги кредитору?
Короче, идея Минфина выглядит весьма сомнительной, и это тем более странно, что глава ведомства Антон Силуанов в отношении вложения казенных денег всегда занимал крайне консервативную, крайне осторожную позицию, за что заслужил даже у своих сотрудников кличку «бухгалтер».
Что же изменилось сейчас и почему в открытом доступе в последнее время появляются все новые факты о явных проколах Силуанова?
Сообщается, что под руководством Силуанова Минфин решил вложить средства ФНБ в юань. В результате ликвидная часть ФНБ с 15 декабря 2020 года по 28 февраля 2021 года принесла отрицательную доходность в размере минус 50 млн долларов, или 3,7 млрд рублей. Вся сумма была потеряна в феврале, когда Минфин решил изменить структуру ФНБ, добавив в корзину китайские юани (15%) и японские иены (5%). Как только ведомство приобрело 600,3 млрд иен и 110,5 млрд юаней, курсы их покатились вниз. Короче, проторговался гражданин Силуанов. И общую сумму убытков столь трепетно им оберегавшегося (от внутренних инвестиций) ФНБ еще только предстоит подсчитать.
Еще сюжет. В марте на заседании парламентского комитета по финансовому рынку главу Минфина спросили о судьбе порядка 4,4 трлн рублей из ФНБ, которые стали неликвидны (в смысле — их нельзя пустить на инвестиции) и которые, по сути, пропали, едва ли не на треть сократив «заначку» ФНБ. Вопрос задал, сославшись на данные Счетной палаты, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку, член ЕР Игорь Дивинский, три года работавший начальником отдела финансового контроля, заместителем начальника контрольного управления Управления делами Президента РФ, то есть специалист, не с улицы явившийся. Говорят, на Силуанова было больно смотреть. «Я готов спорить со Счетной палатой», — звучал лепет оправдания, мол, у нас ни одно вложение не является неликвидным и т. д. Но присутствовавших не убедил.
Столь неожиданные и резкие маневры консервативного «бухгалтера» вокруг стратегической «заначки» страны ФНБ не могут не вызвать вопросов. Ряд экспертов считает, что вся финансовая политика РФ заточена под интересы недружественных нам государств. А российские деньги работают на чужие экономики.
Григорий АЛЕКСЕЕВ