Власти России готовят третью за 10 лет попытку сокращения числа госчиновников, хотя, как мы знаем, любое их сокращение заканчивается раздуванием штатов.
На этот раз о сокращении чиновничьего аппарата заговорил первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов. Главный финансист страны исходит из того, что сокращение числа государственных чиновников, которое правительство планирует начать в будущем году, позволит повысить производительность труда в госсекторе.
На прошлой же неделе во время заседания правительства первый вице-премьер предложил Дмитрию Медведеву сократить количество надзорных органов. По словам Силуанова, это предложение вписывается в решения, принятые по оптимизации численности госслужащих.
Премьер счел предложение своего первого зама «разумным». Еще бы! Ведь если ряды надзирающих и контролирующих будут расти нынешними темпами, то их, пожалуй, вскоре станет больше, чем тех, кого они «кошмарят».
Остается надеяться, что затеваемую ныне кадровую реформу не постигнет плачевная судьба всех предыдущих. Напомним, Медведев дважды пытался оптимизировать административный состав. Первый раз в бытность президентом в 2010 г. он подписал указ о сокращении числа федеральных чиновников на 20% в течение трех лет — с 2011-го по 2013-й. Однако в реальности сокращение оказалось на уровне 3%.
Вторую попытку Дмитрий Анатольевич предпринял на посту премьер-министра. В 2015-м подписал постановление о сокращении числа госслужащих на 10%. Тогда реформа принесла еще более скромные плоды — минус 1%.
За всеми сокращениями неизменно следовал лихорадочный набор в госаппарат. По словам завкафедрой государственного и муниципального управления РАНХиГС Владимира Ботнева, начальство понимает: если провести сокращение, неизбежно вырастет нагрузка на оставшихся сотрудников, они могут не справиться, появятся провалы в работе.
Обычно сокращают не особо нужные должности или вакансии. Сразу после оптимизации начинаются просьбы: дескать, чтобы не образовался провал в работе по такому-то значимому для страны направлению, в виде исключения добавить штат.
«Часто должности выбиваются, причем с перекрытием. То есть сократили одно вакантное место, а получили два. Вот и вся история. Госаппараты разрастаются за счет такой простой механики. Лично я не верю, что будет какое-то реальное сокращение числа госслужащих», — говорит В. Ботнев.
По данным Росстата, на конец прошлого года численность работников государственных органов и органов местного самоуправления составила почти 2,2 млн человек. А первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко называет другую, еще более внушительную цифру — около 2,4 млн человек. Для сравнения: в 2000 г. на государственной и муниципальной службе находилось около 1,2 млн человек.
Как видим, за два десятилетия произошло удвоение численности чиновничьей армии. Сегодня она многочисленнее, чем в СССР. По данным Центрального статуправления СССР, в 1985 году в стране насчитывалось 2 млн управленцев.
Как же будет выглядеть нынешняя реформа?
По словам Татьяны Нестеренко, она пройдет в два этапа. В будущем году численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти сократят на 10%, территориальных органов — на 5%. А к 2021 г. чиновников в регионах должно стать на 15% меньше. На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к его дополнительному сокращению.
Главной целью сокращения в Минфине называют не экономию бюджетных средств, а необходимость повышения зарплат чиновникам. «Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — заявила Нестеренко.
Возникает вопрос: а зачем без конца повышать зарплаты чиновникам? Особенно на фоне падающих шестой год подряд доходов населения и продления пенсионного возраста, что власти объясняли сложностями с пополнением бюджета.
Сегодня и без повышений средний оклад федеральных госслужащих составляет 126,6 тыс. рублей — втрое больше средней зарплаты в стране по итогам прошлого года. «Я бы привязал уровень зарплаты чиновников к уровню средней по стране и не повышал бы ее до тех пор, пока не будет достигнут уровень ВВП, как, например, в Китае… А еще лучше к прожиточному минимуму», — говорит руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов.
И еще. Прежде чем повышать зарплаты чиновникам, следовало бы сначала разобраться, кому, сколько и за что государство, то есть мы, налогоплательщики, платим. К примеру, есть у нас Министерство экономического развития, а самого этого развития нет. Так может, чиновников настала пора сокращать не в индивидуальном порядке, а целыми министерствами?
Георгий ПАЛАШЕВСКИЙ