Ровесник войны

Ровесник войныЗа свою жизнь Владимир Лузин никогда не гнался ни за славой, ни, тем более, за деньгами — он просто упрощал труд коллегам-заводчанам.

Он родился в 1941 году в поселке Динас, что под Первоуральском. И уже будучи подростком, стал проявлять интерес к изобретениям. Помнит, как смастерил с друзьями лодку, какой ни у кого не было — на ней и отправились сплавляться по Чусовой.

— Мы все время что-то придумывали, строили, — улыбается Владимир Алексеевич, ныне ведущий инженер инструментального производства артиллерийского завода № 9. — И тир свой в поселке сделали, и автокласс у нас был…

Мать, видя у сына задатки конструктора, настояла, чтобы он получил техническое образование. В 1957 году, 16-летним юношей, он приехал в Свердловск — учиться на токаря. Парня и здесь заприметили, а после окончания училища рекомендовали на Уралмашзавод.

Тогда Володя и предположить не мог, что задержится здесь больше чем на полвека. В цехе он попал в сильный, сплоченный коллектив.

Никто, конечно же, не требовал от пацана каких-то придумок и усовершенствований. Идеи стали сами приходить в голову, когда разобрался и понял, где и чего не хватает.

Заметил, например, что, пока все работники трудятся, один из станков стоит выключенным, а фрезеровщик то и дело поглядывает наверх в ожидании, когда освободится кран, который заберет выточенные цилиндры.

«Это же потеря времени!» — решил Владимир Лузин. И бегом — к мастеру участка с предложением: поставить с левой стороны станка наклонный стеллаж с отсекателем. На него в начале смены помещается «пачка» деталей, каждая из которых цилиндрованным валом подается непосредственно к станку и, по мере готовности, «уходит» дальше, не дожидаясь, когда крановщик освободится и подцепит изделие. И что вы думаете? Не разобравшись в сути идеи молодого рабочего, над ним тогда посмеялись — дескать, рано еще идеи толкать, не дорос, мол, еще.

Впрочем, после армии, вернувшись в родной цех, Володя «старую» свою рацуху вспомнил. И хотя на сей раз он подкрепил ее чертежом и даже кое-какими теоретическими расчетами, идею его опять «забодали». И так испортили ему настроение, что Володя, забыв о чертежах подмышкой, заторопился к проходной. Там-то его с «секретными» бумагами и схватили. Пришлось объясняться с комитетчиками. Скандал — да и только.

— Но вызывает меня спустя неделю Василий Иванович Галкин, начальник цеха № 22, — рассказывает Владимир Алексеевич, — и говорит с порога: «Дай-ка мне свои рисунки посмотреть»…

Уже через пару дней группа оснастки приступила к изготовлению лузинского стеллажа.

В другой раз Лузин откликнулся на жалобу женщины-станочницы. Она за револьверным станком трудилась, а детали были тяжелые, вот она и просила всякий раз кого-нибудь помочь ей их крепить. Мучилась, в общем.

Тогда Лузин придумал для ее станка робот-зажим, позволяющий закреплять деталь на станке без физических усилий. Причем, «робот» оказался так прост в изготовлении, что даже спустя 35 лет, продолжает работать, увеличивая производительность станка в полтора-два раза.

Так уж устроен мозг Лузина — всегда ищет простые выходы из сложных ситуаций.

Лет пять назад занялся он пневмогидроусилителями.

— Воздух в такой «усилок» заходит под давлением в четыре атмосферы, а на выходе дает 100–120 атмосфер, это достигается разностью поршней, — объясняет Лузин особенности своей придумки и тут же приглашает меня к станку. Легким движением рукоятки зажимает деталь и предлагает убедиться, насколько это быстро и надежно.

— Я конструктор и могу делать то, что сейчас нужно производству, всегда ищу оптимальное решение, вот и пневмогидроусилитель — звучит вроде серьезно и мудрено, а на деле все просто — один короб, две трубки. Поворот рычага на одной из них — и деталь прочно закреплена, вставай к станку и твори! Я работаю только «по живому», в теории задачи не воспринимаю. При этом слово «проблема» не переношу — проблем не бывает, есть сложности, которые я могу упростить.

И за все эти инновации — моральное удовлетворение, не больше. Правда, на одной из областных выставок вручили ему путевку во Вьетнам — ехать туда он отказался, но при случае любит подчеркнуть, мол, если бы не заслужил — не дали бы. И добавляет: «Гарантия на мои изобретения — сто лет. За каждое головой отвечаю».

Претензий к начальству у него нет, скорее — совет: прислушиваться к подчиненным и не пресекать инициативу.

А недавно на завод поступили новейшие станки с ЧПУ — казалось бы, с приходом современной техники, где «рулят» суперкомпьютеры, делать технологу нечего, нужнее программисты. Однако…

— На немецких станках штангу «таскает» — размеры летят и дефект неизбежен. Меня никто ни о чем пока не спрашивал, но я уже готов предложить свою штангу со шпинделем, которые представляют собой не разные механизмы, а единый. Пока станки на гарантии, думаю, трогать их не надо, а потом заводской патрон предложу на свою разработку заменить — уверен, все получится. А если, скажем, надо пластину небольшую зажать, а необходимой оправки нет — что же, в Германию за ней ехать? Я и здесь что-нибудь придумаю и докажу, что на импортные станки можно ставить наши инструменты — это и деньги сэкономит, и время, а значит, результативность будет выше.

А уж простых изобретений Владимиру Лузину не занимать — скажем, придумал он «цанговую оправку», которая за счет конусовидной формы надежно фиксирует деталь на станке. Или вот шкаф для хранения инструмента — у всех на рабочих местах по 8–10 полок, а у него при том же размере верстака их три десятка, все они легко выдвигаются, а значит, инструментов входит больше и порядок на рабочем месте всегда. К слову, некоторые изобретения так его затягивали, что жертвовал на них свой отпуск. А когда у одной из коллег близился день рождения, он вместо цветов подарил ей простенький, но нужный в работе зажим для крепления деталей.

Он и сегодня частенько стоит возле кульмана — что-то чертит, над чем-то думает. Начальство в такие минуты его не тревожит — знает, что польза в работе может появиться, когда ее совсем не ждешь.

 

Максим ГУСЕВ

собкор «НВ»

ЕКАТЕРИНБУРГ|

Фото автора

 

 

NB!

Напоминаем читателям, что рубрика «Кулибины ХХI века» призвана рассказать читателям «Нового вторника» о современных изобретателях, их неожиданных идеях и непростой жизни в условиях модернизации и прочих российских чудес (первый материал под новой рубрикой читайте в № 3 «НВ» от 29 января).

Они ходят рядом, Кулибины ХХI века, да только мало кто знает об их существовании, кроме, быть может, узкого круга людей. Если вы, дорогие читатели, знакомы с такими людьми, расскажите о них сами, или это сделают наши корреспонденты по вашей «наводке». Таким образом, мы сможем с вашей помощью создать своеобразную галерею современных изобретателей и рационализаторов, чьи «сырые», на первый взгляд, идеи могут в итоге оказаться революционными. Так что ждем сообщений. Дерзайте, друзья!

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend