Корреспонденты «НВ» установили: «закрытый» карьер по добыче дресвы по-прежнему открыт.
Карьер на окраине Екатеринбурга, где не имеющие лицензии на какую бы то ни было добычу предприниматели уже не первый год извлекают из недр дресву, попал в поле зрения Министерства природы и экологии Свердловской области, а также специалистов российского общества охраны природы и сотрудников правоохранительных органов. Незаконная выработка в ходе спецрейда была пресечена — во всяком случае, об этом сообщили в администрации губернатора.
О нелегальной добыче полезных ископаемых у екатеринбургского аэропорта «Кольцово» речь идет уже давно. Глава соседнего города Арамиль Владимир Герасименко также постоянно озвучивает эту проблему на различных уровнях, в том числе в региональном правительстве. Несмотря на то, что о ситуации известно, причем сами «черные дельцы» и не скрывают своей деятельности, работая даже днем, долгое время с мертвой точки дело не двигалось. Тем значимее оказался прошедший рейд, проведенный в преддверии 2017 года, который хотят назвать годом экологии.
— Необходимо особо ужесточить контроль за соблюдением природоохранного законодательства, — уже не первый год требует губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который давно заострил внимание подчиненных на необходимости как можно активнее бороться с незаконной добычей полезных ископаемых в регионе.
— В ходе специального рейда, проведенного специалистами ведомства с сотрудниками регионального управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, были проверены десять карьеров, на которых велась незаконная добыча полезных ископаемых, — рассказывает министр природных ресурсов и экологии региона Алексей Кузнецов, подчеркивая, что на двух из них с поличным были задержаны «черные копатели». — Обследование участков показало, что на семи карьерах систематически ведется незаконная деятельность по разработке.
По данным Департамента информполитики губернатора региона, в районе «Кольцово» участники рейда застали работников нелицензированного карьера, которые с помощью тяжелой техники добывали скальный грунт. Предоставить какие-либо документы, разрешающие проведение таких работ, они не смогли.
— Штрафы за такую деятельность не малые: если для физических лиц сумма наказания составляет от трех до пяти тысяч рублей, то для компаний и организаций — от 800 тысяч до одного миллиона рублей, — говорит глава ведомства.
На какую сумму были оштрафованы те, кто «трудился» на границе двух муниципалитетов, не уточняется. И хотя, как уверяют областные чиновники, проблема незаконных выработок в границах земельного участка близ международного аэропорта столицы Среднего Урала на особом контроле с 2014 года, она и поныне остается такой же актуальной.
В департаменте рассказывают, что по инициативе специалистов Минприроды в областной прокуратуре в ближайшее время планируется заседание межведомственной рабочей группы по пресечению правонарушений и противодействию преступлениям в сфере природопользования.При этом подчеркивается, что деятельность по незаконной разработке недр влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность, причем как для тех, кто сбывает «товар», так и для тех, кто его покупает.
Корреспонденты «НВ», воодушевленные информацией о том, что деятельность незаконных добытчиков природных ресурсов пресечена, решили наведаться на «легендарный» карьер. И были удивлены также, как, наверное, удивились бы специалисты и правоохранители.
Вдоль грунтовой дороги, ведущей к карьеру, в нескольких сотнях метрах друг от друга стоит несколько автомашин с тонированными стеклами. В одной из них замечены двое мужчин, которые с подозрением оглядывают нас, но делают вид, что заняты чем-то другим.
Во время катания по грунтовке к карьеру и обратно мы встречаем несколько Камазов, с которыми не без труда разъезжаемся. Дорога до карьера нас «не довела» — слишком велик риск разбить подвеску нашей легковушки! Поэтому утверждать, что работы там ведутся, мы не будем. Но пустые грузовики негласно говорят о том, что едут они в ту сторону совсем не случайно. Дожидаться их с грузом мы не стали… «Дозорные», стоящие на грунтовке, тоже наверняка находятся здесь неспроста — предположим лишь, что это «связные», которые «держат ситуацию под контролем» и докладывают работающим на карьере о том, кто едет в их сторону. Вероятно, о любой подозрительной машине сообщают «руководству», которое и решает, прекращать работу или продолжать.
По словам Вероники Русиновой, начальника отдела регионального государственного экологического надзора областного Минприроды, 175 статья Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем.
— Зачастую покупатели не интересуются наличием у продавца документов, позволяющих продавать такой товар, — говорит она, признавая, что подобные «серые» сделки провоцируют рост числа несанкционированных карьеров. — Мы призываем жителей быть внимательнее при общении с такими «продавцами».
Как бы то ни было, карьер в окрестностях Екатеринбурга продолжает быть «лакомым куском», поэтому кардинально решить ситуацию позволит, скорее всего, только предельно жесткая мера — перекопать любые подъезды к нему глубокими рвами или вменить в обязанность патрулям время от времени заезжать сюда с проверками. Других решений нет.
Максим ГУСЕВ
собкор «НВ»
Фото Олега БАЖУКОВА
NB!
СПРАВКА «НВ». Дресва — рыхлые осадочные породы, образовавшиеся в результате механического разрушения различных горных пород. Они представляют собой скопление относительно крупных (200–10 мм — щебень, 10–2 мм — дресва) угловатых обломков. Используется в дорожном строительстве и для заполнения бетонов. Иногда состав обломочных пород позволяет использовать их в качестве сырья для получения извести, цемента и других искусственных стройматериалов.