Смесь красоты и руин

Так отозвалась о Выборге финская актриса Марья-Леена Коуки, но спецкор «НВ» увидел этот город своими глазами.

 

Каждый год, приезжая в Выборг на кинофестиваль «Окно в Европу» (а езжу я сюда более 15 лет!), я вместе с некоторыми коллегами жил не в обычной гостинице, а в отеле-корабле «Виктор Короленко». И в полной мере ощутил на себе все прелести приграничья.

 

Приезжающие на выходные финны из соседнего городка, снимая каюты на этом корабле, отрывались по полной. Пили, гуляли с местными девушками с «низкой социальной ответственностью», а потом на весь корабль раздавались их рулады и храпы. Год назад этот корабль сгорел, к радости местных ревнителей нравственности, а в Выборге, как грибы после дождя, стали открываться мини-отели и хостелы, проживание в которых раза в полтора дороже, чем в таких же хостелах в Санкт-Петербурге.

Вообще, надо сказать, что Выборг полон противоположностей. Безрадостные руины и живописные детали, дребезжащие «Лады» и сияющие внедорожники, бабушки в платочках и молодые мамы в микрошортах, облака махорочного дыма и аромат латте.

Один российский блогер назвал Выборг городом, который умирает, словно песочный замок под дождем. Уникальному архитектурному наследию позволили обветшать, деньги сожрала коррупция.

Есть, впрочем, и другая сторона. Во многих районах Выборга идет ремонт, реставрация, стройка. Реставрацию башни Святого Олафа должны были завершить нынешним летом. Но дело затягивается, скорее всего, до весны 2019-го. В старом городе появляются новые модные кафе. Построенный заново ресторан «Эспиля» открыл свои двери в парке Ленина, рядом красуется библиотека, спроектированная финским архитектором Алваром Аалто, которая была отреставрирована в 2013 году. Во время кинофестиваля «Окно в Европу» тут проводят творческие встречи. Самая известная за последние годы — с ныне покойным поэтом Евгением Евтушенко, который приезжал сюда три года назад.

Но главная жемчужина Выборга и его окрестностей — парк Монрепо. По нему гуляли в свое время, рассказывая мне о жизни, актер и режиссер Михаил Козаков, давно уже покойный, и Виктор Сухоруков, который почему-то перестал сюда приезжать. Теперь тут идут реставрационные работы. Главные въездные ворота сняли. Может быть, и навсегда. По усадьбе снуют туда-сюда строители — местные любители Бахуса и трудолюбивые, но порой, бестолковые мигранты из Центральной Азии. Как они отреставрируют усадьбу, станет ли она такой же, какой была многие годы — Бог весть. Во всяком случае, уже к концу нынешней осени реставрацию обещают закончить. А по осени путешествовать по Монрепо, да и в целом по Выборгу — это очень приятно.

Можно восторгаться экспонатами в выборгском филиале Эрмитажа. Бродим по Сорвальскому кладбищу, которое было приведено в порядок организацией «Карельский союз».

Однако лучше всего — бродить по паркам и улицам города, чувствовать атмосферу, разглядывать людей. Школьники активно полируют мостовую на Рыночной и Театральной площадях. Выставленные в витринах арбузы заманивают покупателей зайти в магазин. Сломленный алкоголем мужчина с надеждой держит в загрубевших руках большой стакан из-под кока-колы: вот бы какой-нибудь прохожий бросил копеечку.

На Выборгском рынке по-прежнему продаются вещи из льна и хрусталь. Как и валенки, матрешки, платки, принадлежности для рыбалки, чашки с фотографиями Путина, который едет на лошади, ловит рыбу, подмигивает. Здесь также можно купить ягоды, орехи и конфеты. Смельчаки могут купить свежее мясо, которое продают под пристальным взглядом дедушки Ленина.

Чуть дальше от центра города встречаются приятные улочки с маленькими бутиками. В магазинах одежды есть и модные итальянские модели, и пестрые домашние халаты. В обувных магазинах выбор даже больше, чем в Финляндии. Есть и кроссовки со стразами.

Площадь Старой Ратуши купается в солнце. Из кафе с кренделями доносится опьяняющий аромат кофе и выпечки. Перед Выборгским рынком дежурят бабушки с вениками и корзинками. На заднем плане стоит Круглая башня, за заливом Салакка-Лахти возвышается отель «Дружба», жемчужина советской архитектуры.

Очарованы и финские актрисы Синикка Сокка и Марья-Леена Коуки, с которыми мы сталкиваемся в фойе отеля «Виктория». Коуки уже много раз бывала в Выборге, ее родители отсюда родом.

«Я люблю Выборг, эту смесь красоты и руин».

Наши, российские актеры и режиссеры, однажды попав в Выборг и Монрепо, стремятся побывать тут еще и еще. Два года назад сюда приехал в последний раз, курил трубку, показывал свой последний фильм и ухаживал за начинающими актрисами, куря свою знаменитую трубку сам Станислав Сергеевич Говорухин. А еще раньше, за год до своей смерти, его сын, писатель и режиссер Сергей Говорухин, столкнулся, будучи в подпитии, с местными хулиганами и вынул подаренный ему за боевые подвиги пистолет. И только чудом его не использовал. За полгода до своей смерти тут во время кинофестиваля рассекала городские улицы и кварталы и бродила по дорожкам парка «Монрепо» Людмила Марковна Гурченко вместе с супругом и продюсером Сергеем Сениным.

Была не в первый раз. Но после пресс-конференции она произнесла: «Вот опять увидела Выборг и Монрепо, теперь можно и умирать. Два президента кинофестиваля «Окно в Европу» — режиссеры Станислав Ростоцкий и Савва Кулиш — скончались, добираясь до Выборга, на кинофестиваль. Так что словосочетание «Увидеть Выборг и не умереть» вполне справедливо.

Конечно, можно говорить о неоднозначной репутации главы Выборгского района, которого местные общественники за растрату денег и халатное отношение к памятникам архитектуры уже второй год пытаются привлечь к суду, бандитских разборках со стрельбой, которые еще несколько лет назад сотрясали некоторые местные предприятия… Но все это компенсируется красотой замечательного города и удивительного парка…

 

Андрей КНЯЗЕВ

Фото Алексея Вищеца

 

Смесь красоты и руин

Похожие статьи

Send this to a friend