В России случилось нечто непредсказуемое — впервые против экономической политики власти выступил бизнес
На Московском экономическом форуме выступил бизнесмен Дмитрий Потапенко, который заявил, что не Запад добивает нашу экономику, а свои же чиновники.
Понятно, что эту нашу военную тайну знают все, но чтобы произнести ее вот так, публично, да под телекамеры… Выступление было не только дерзким, но и концептуальным, с четким анализом экономической ситуации в стране.
Так уж совпало, что буквально накануне премьер Медведев дал большое интервью. Пользовался он обтекаемыми словами да скользкими формулировками. И впечатление оставил — неуклюжее. Ну, нет в нем страсти реформатора. (Понятно, что он даже не заикнулся о том, что только за этот год число россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на 2,3 миллиона человек. Теперь за страшной чертой бедности проживает уже 14 процентов населения России).
И вот на фоне премьерской песни «Всё хорошо, прекрасная маркиза» выступление Потапенко стало еще более впечатляющим и оглушительным. Вот краткие тезисы его речи.
Главный вредитель — наша экономическая власть (привет Медведеву!), которая наносит нокаутирующие удары по производителям. Первый удар — преступное эмбарго, которое, по сути, введено под передел рынка присосавшимися к госчиновникам компаниями, и которое привело к смерти конкуренции и росту цен. Второй — указ об уничтожении продуктов: только бараны четырех гусей давят тракторами. Третье — запредельные ставки кредитования…
Диалог бизнеса и власти Потапенко сравнил с беседой мясника с коровой, к горлу которой приставлен нож: «А что у нас сегодня? Говядина или молоко?». И прекрасно сформулировал: «Страх — потрясающий слуга, но крайне плохой хозяин». Ведь не в бровь, а по морде!
Финальный аккорд этой триумфальной речи тоже прозвучал чрезвычайно оптимистично: «Когда идет речь о том, что нужно менять экономический курс, очень хочется задать вопрос: “Кому?”».
Его речь стала хитом недели, и в Интернете стали судачить о том, что с такой головой и опытом Потапенко вполне может заменить не профессионала Медведева, который, похоже, не понимает реальные механизмы экономики.
У Солженицына есть любопытное произведение — «Бодался теленок с дубом». Трудно определить его жанр, структура «теленка» крайне запутана и, порой, даже не совсем внятна. Объединяющую роль всех букв сыграла попытка рассказать всю правду о существующем строе в России. Попытка явно удалась, причем, думаю, куда талантливее, чем в «Архипелаге», и даже достигла уровня великого солженицынского рассказа «Матренин двор».
Сам писатель объяснил рождение «теленка, бодающегося с дубом» так: «… два обстоятельства сошлись и направили меня. Одно — наша жестокая и трусливая потаённость, от которой все беды нашей страны. Мы не то, чтоб открыто говорить и писать и друзьям рассказывать, что думаем, и как истинно было дело — мы и бумаге доверять боимся, ибо по-прежнему секира висит над каждой нашей шеей, гляди опустится. Сколько эта потаённость ещё продлится — не предсказать, может многих нас раньше того рассекут, и пропадёт с нами невысказанное».
Не пропало. Мы уже явно меньше боимся. А страх — это экономическая категория. Повторю слова Потапенко о том, что страх — прекрасный слуга, но отвратительный хозяин.
Акрам МУРТАЗАЕВ
NB!
Мнение колумнистов «НВ» не всегда совпадает с точкой зрения редакции еженедельника.