Жаль, что вновь приходится возвращаться к фильму Андрея Звягинцева «Левиафан», да еще по столь неприятному поводу.
Премьера картины, устроенная в одном из столичных торговых центров (!?), оставила тягостное впечатление. Скажу жестче — большего антипиара, безусловно, талантливой картине устроить было просто невозможно.
Но обо всем по порядку. Узнать о месте премьерного показа было крайне сложно, аккредитоваться на него — еще сложнее. А тех счастливчиков, которым аккредитацию все же дали, просто унизили, напустив на них грозных и не слишком вежливых, мягко говоря, охранников. Мало того, что именно они, вместе с неприветливыми администраторами диктовали, кого из гостей премьеры и в каком месте можно снимать, так еще и на сам фильм, который показывали, между прочим, в нескольких залах, не пускали. Как, впрочем, и к месту тусовки гостей, пришедших по приглашению продюсера картины, президента «Кинотавра» Александра Роднянского.
Сам Роднянский вел себя как настоящий барин — смотреть фильм ни он, ни многие его гости не пошли, а отправились праздновать успех. Благо, актеров, сыгравших главные роли, да и режиссера картины на этом пире во время чумы, не было. Андрею Звягинцеву не изменило чувство меры, чего не скажешь об организаторах показа. Особенно неприятное впечатление оставило потребительское отношение к представителям СМИ, которых позвали, по сути, лишь для того, чтобы они сняли сияющие лица якобы высоких гостей кинопремьеры. Никакая власть, никакие чиновники от культуры не могли бы придумать что-то более дискредитирующее, чем прошедшее действо.
Что касается кинокритиков и киножурналистов, то пресс-показ и пресс-конференция для них были устроены в тот же день, но в утренние часы. Однако многих об этом также не известили, а на просьбу аккредитовать — не откликнулись, в результате зал на пресс-показе был заполнен процентов на тридцать. Понятно почему — в киносообществе о фильме мнение неоднозначное. Никто не оспаривает художественных достоинств фильма, но гротесковость, безысходность жизни героев у многих кинокритиков вызывает оторопь, как, впрочем, и некоторые другие фильмы Звягинцева. Но, в конце концов, это его взгляд. Зачем же усугублять? Не знаю, у кого как, а у меня создалось (надеюсь, привратное) впечатление, что отрицательные герои «Левиафана» в полном составе сошли с экрана и пришли на этот странный показ.
Андрей КНЯЗЕВ
Обозреватель «Мира новостей» специально для «НВ»