По словам дочери легендарного актера, Анны Тихоновой, с которой встретился наш корреспондент, работа над ним вышла в финальную стадию.
— Памятник установят в августе текущего года рядом с домом, в котором родился и провел свое детство папа, — сообщила Анна Вячеславовна. — Он изображен сидящим на стуле с очками в руках и легкой улыбкой на лице. Непринужденная поза и задумчивый взгляд актера как бы говорят о том, что мудрость наделила его бесценным опытом и при этом не ожесточила характера, который до конца жизни оставался очень мягким. Кстати, решением местных властей дом отца реконструирован и переоборудован в дом-музей народного артиста СССР Вячеслава Тихонова, открытие которого должно состояться также в августе и будет приурочено ко Дню российского кино (отмечается ежегодно 27 августа. — Ред.).
— Анна Вячеславовна, известно, что вы инициатор фестиваля «17 мгновений весны». Дело-то весьма хлопотное…
— Ну и что? Мне важно было увековечить память отца. Спасибо властям Павловского Посада и Минкульту Подмосковья, поддержавших проект. А вот бизнесмены помочь не торопятся. Но я никого не осуждаю. Ясно ведь, что люди бизнеса вкладывают средства в проекты, которые приносят коммерческую выгоду. На наши же идеи откликаются лишь те, для кого прибыль не на первом месте.
— Много говорилось о том, что ваш отец не принял раскраску фильма «Семнадцать мгновений весны»…
— Да, это так. Вместе с другими актерами он обращался в Министерство культуры. Но их успокоили: есть старая версия, есть новая. Люди смотрят ту, которая им нравится. Отец говорил, что, великая и жесткая Лиознова, конечно бы, не дала разрешения на расцветку. По словам папы, Татьяна Сергеевна снимала черно-белый фильм не потому, что ей цветной пленки не дали. Это было частью ее творческого замысла — соединение в одной картине документальной хроники и игрового кино. А получилось, мягко говоря, странно…
— Скажите, а почему, по-вашему, Вячеслав Васильевич так чурался больших тусовок?
— Вообще, папа умел себя подать, выходил в свет, был франтом, выезжал на кинофестивали в Канны, Берлин. Не пропускал Московский Международный кинофестиваль. Представлял картины, в которых снимался, надевая смокинги с бабочками. Но после семидесяти лет сказал: хватит, устал. Как я думаю, ему поднадоела роль неприступной «звезды». Он все больше хотел быть простым, ударялся в воспоминания…
— И о том, как снимался за рубежом, тоже говорил?
— Конечно. Его звали на съемки в Китай, Швецию. За ним бегали немки, француженки, гречанки. Но мама реагировала на это с доброй иронией. Потому что хорошо знала своего мужа.
— Простите, а вспоминал ли Вячеслав Васильевич, особенно в последние годы, о первой супруге, Нонне Викторовне Мордюковой?
— Да, вспоминал. Она ему даже звонила. Но лично они не общались.
Андрей КНЯЗЕВ