История одного музейного экспоната, два века назад протрубившего французам отходную.
Старший научный сотрудник музея-заповедника «Дмитровский кремль» Александр Климаш отключил сигнализацию стенда, где под стеклом хранится оружие времён Отечественной войны 1812 года, надел перчатки, достал с полки, по моей просьбе, горн. Вставил медный мундштук в ствол музыкального инструмента, поднёс к губам, и зал огласил печальный, прямо-таки панихидный звук.
Когда он смолк, Александр Николаевич пояснил: «Я протрубил отходную французам, бежавшим сломя голову из Дмитрова утром 1 октября 1812-го при приближении со стороны Клина русских войск. Сигнальный рожок — боевой. Вместе с врагом дошел он от Парижа до родного мне города. И здесь был пленен жителями после расправы с оккупантом».
Войска Наполеона, вошедшие в горящую и покинутую людьми Москву, как и предсказывал Михаил Кутузов, сразу же начал терзать «генерал Голод». Оккупанты вынуждены были направить в окрестности Белокаменной продовольственные дивизии, чтобы грабить деревни и села.
Французы знали, что к северу от Москвы — хлебные края. Война не обожгла их. Надеялись запастись в них продовольствием. Но мародеры мало чем успели поживиться. 1 октября, узнав, что со стороны Клина на Дмитров форсированным маршем двигаются русские, как пишет князь Сергей Волконский, находившийся среди наступавших войск, «в величайшем беспорядке покинули город». Зазевавшегося дивизионного музыканта прикончили жители города, а боевой горн пленили. Дмитров долго помнил этот исторический эпизод, но с течением лет память о нем угасала.
— Французский военный боевой горн попал в наш музей в начале 50-х годов прошлого века, — рассказывает Александр Климаш. — Ломали в городе старый деревянный дом, нашли на чердаке. Кто-то вспомнил рассказы прадедов о паническом бегстве наполеоновцев из Дмитрова, об убитом сигнальщике, пленении горна, и решили люди, что место этому раритету в музее.
— А вдруг не тот самый? — подначиваю я собеседника.
— Вот, смотрите, выгравировано: «Лион — Париж 1812», — «обижается» Александр. — Инструмент, как видите, стального, а не золотисторозового цвета, как многие его собратья. Потому что этот горн не из чистой меди, а из её сплава с хромом — хромированной бронзы.
О горне-пленнике мне рассказали жители посёлка Луговой, что рядом с древним Николо-Пешношским монастырём. Они в 1962 году принимали участие в массовках фильма «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова. Утверждали, что бронзовая музейная труба сигналила на заснеженной пойме реки Яхрома, и «французы» в высоких двуколках, с длинными ружьями со штыками по её призыву строились под вековыми дубами. Жаль, эта сцена почему-то не оказалась в киноленте.
Юрий МАХРИН
спецкор «НВ»
Московская область