Россия снова и снова демонстрирует, что она — страна парадоксов
На фоне не слишком радостных экономических показателей минувшего года властям все же есть чем похвастаться. Безработица в стране неуклонно сокращается, достигнув в 2022-м минимального уровня в 3,7%.
Официальная статистика…
Можно только удивляться, поскольку это против всяких правил: когда экономика тормозит, должно расти число людей, потерявших работу. Россия снова демонстрирует, что она — страна парадоксов?
У общественности есть понимание, что причины столь позитивного факта — вовсе не в ускорении развития производства и не в появлении в РФ давно обещанных миллионов новых рабочих мест, а в драматических событиях минувшего года. Весной из России уехало, по утверждению знатоков, до миллиона граждан, а осенью было мобилизовано для нужд СВО еще не менее 300 тысяч человек.
Почти все эти люди были в самом «рабочем» возрасте, то есть формировали рынок труда, который нынче тоже выглядит неким парадоксом: в промышленности катастрофически растет дефицит кадров, а у центров занятости все меньше возможностей его восполнить. Согласно утверждениям Минэкономразвития, только в сентябре после призыва на СВО РФ потеряла более 600 тысяч человек на рынке труда, а общая численность рабочей силы упала с 72,6 млн до 71,8 млн человек.
Казалось бы, в результате такого массового исхода конкуренция за освободившиеся рабочие места должна сильно снизиться, но исследования экспертных структур свидетельствуют, что число людей, которые ищут работу, только растет. Так что же в реальности происходит?
Есть основания утверждать, что созданная властями благостная картина российской безработицы содержит системную ошибку, которая и создает некий когнитивный диссонанс, то есть несоответствие желаемого и действительного.
Дело, вероятно, в том, что власти в своем оптимизме ориентируются на данные, выдаваемые центрами занятости, то есть на официальную статистику. А ей, по мнению многих экспертов, сегодня верить нельзя. И не потому, что кто-то сознательно искажает цифры.
Сегодня многие потерявшие работу не хотят регистрироваться на бирже труда. Сама регистрация содержит много формальностей, отнимает время и силы. А в итоге человека ждет копеечное пособие по безработице, на которое в наше время не прожить. Поэтому граждане предпочитают регистрироваться как самозанятые.
«Причины бурного роста регистрации вполне понятны: многие люди лишаются работы, многие теряют в зарплате и ищут подработку, а режим самозанятости позволяет делать это вполне легально», — заявила общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей на специальных режимах налогообложения Марина Блудян.
С января по октябрь 2022 года в России стало в три раза больше самозанятых. Их число увеличилось с 2 млн до 6 млн человек. И по прогнозам специалистов, каждый девятый житель России трудоспособного возраста к концу 2023 года будет зарегистрирован в качестве самозанятого.
…и скрытая безработица
На «позитивную» статистику о занятости влияет и еще один фактор — скрытая безработица. Речь о тех гражданах, которые официально были трудоустроены, но по факту остались без работы и денег из-за приостановки деятельности предприятия (простоя) либо находясь в отпуске без сохранения заработной платы, а также о тех, кто вынужден был работать на условиях неполной занятости.
Официальная статистика скрытую безработицу отслеживает, но в показателе уровня безработицы не учитывает. Хотя аналитики Finexpertiza посчитали, что уровень реальной скрытой безработицы достигает почти 13%. В III квартале 2022 года численность тех, кто работал неполное рабочее время, составила 1,12 млн человек, или 3,4% от всех работающих граждан страны. Находились в простое 240 тысяч человек, или 0,7%, сидели в отпуске за свой счет почти 3,3 млн, или 9,9% от всех работающих граждан. Иначе говоря, примерно 4,66 млн работающих граждан являлись скрытыми безработными, то есть были официально трудоустроены, но по факту не работали или работали неполное рабочее время.
Ситуация в отдельных отраслях промышленности еще тревожнее. Рекордные показатели скрытой безработицы отмечались в автомобильной промышленности, которая в 2022 году рухнула почти на 80% в связи с уходом международных автоконцернов, на конец октября в простое были 27,1% работников. Знатоки утверждают, что предприятия лесной промышленности отправили в простой 10% сотрудников, производители продуктов — 17,9%, химзаводы — 17,9%, фармацевтические предприятия — 17,8%, на металлургических заводах в отпусках без зарплаты находятся 20% сотрудников. Из этого формируется уже не столь оптимистичная картина на рынке труда.
И если сложить вместе показатели скрытой безработицы и официальной, то, как считают аналитики, в целом она достигнет 18%. Столь высокий уровень может негативно повлиять на ситуацию в производстве и потреблении, а соответственно и на жизнь всего населения страны.
Григорий АЛЕКСЕЕВ
NB!
Согласно последним официальным данным Росстата, в сентябре-ноябре 2022 года уровень безработицы в России составлял 2842.8 тыс. чел или 3.79% от трудоспособного населения. Независимые эксперты уверены, что реальные цифры безработицы на порядок (и даже на два порядка) выше.