Драконовские санкции, последовавшие вслед за событиями на Украине, не на шутку встревожили россиян
Опасаясь гипотетического исчезновения товаров и продуктов, наши соотечественники ринулись скупать их чуть ли не в промышленных масштабах.
Игры на повышение
Жизнь уже дала понять жертвам сахаро-, гречко-, бумаго- и инфовирусов, что в паническом, но вполне объяснимом нынешними обстоятельствами порыве они хватили лишку.
Наши читатели из Ленобласти рассказали, что у них «сахар лежит по 60–70 рублей за кило, но дают 2 кило в руки». Из Татарстана сообщили: «В сетевых магазинах сахар есть по 77 рублей за пачку. Никаких очередей. Но куда-то делась соль. Мы спокойны: сказали, что и ее скоро подвезут».
А вот многим из тех, кто бился за «сладкое золото» в очередях, теперь не очень сладко. Они хотят избавиться от избытков: деньги-то потрачены, а «варенье из гречи» рано или поздно встанет поперек горла.
Одна из жительниц Саратовской области накопила полтонны сахара. Мешки с ним не умещаются в кладовке, где еще с марта 2020-го лежит гречка, и бабушка хранит все в комнате. Зачем пожилому человеку столько того и другого, остается загадкой. Возможно, пойдет торговать «дефицитом», как это делают женщины из саратовского Балакова. Они продают сахар на улице прямо из мешков, как семечки, стаканами по 30 рублей (в пересчете кило выходит по 170 рублей). А может, как пенсионеры из Владимира, осознавшие, что с сахарком вышел перебор, пытаются сдать излишки в магазины и вернуть деньги. Пока такое никому не удалось, но чем черт не шутит.
В Казани и вовсе задержали сахарного мафиози. Мужчина списывался с потенциальными покупателями через соцсети и потом приглашал их подъехать к машине. Открывал багажник и вручал любителям сладкого 5-килограммовый мешок сахара по цене выше магазинной. На «заманчивое» предложение откликнулись полицейские, и бизнесу пришел конец. А в Ростове недокоммерсанты скупали сахар фурами по 55 рублей за кило, а продавали по 100. Полицейские добрались и до них.
«У нас с сахаром нет проблем, наши производители производят его в достаточном количестве. Мы не ожидаем никаких перебоев с этой востребованной у населения товарной позицией. Принято решение о запрете экспорта и о свободном импорте этого продукта, — заверил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Тревожных покупателей он и его коллеги очень просят не создавать ажиотаж: «В стране есть и сахар, и соль, и остальные необходимые товары».
Нам сладость жить помогает
«Когда люди паникуют — это нормально в условиях неопределенности, — считает семейный психолог Елена Ларина. — Так они пытаются адаптироваться к новой в их жизни тревожной ситуации.
Сегодня, во время повышенной турбулентности, уровень стресса у людей зашкаливает. Базовая потребность человека в безопасности исчезла в одно мгновение. И как реакция на стресс у многих возросла двигательная активность. Эти люди побежали! Кто-то из страны, кто-то в магазин. Это такой вариант психотерапии в сложное время. Ведь, когда есть угроза твоему существованию, угроза жизни, уже не тянет смотреть новый телевизор. Это все осталось в прошлом, ковидном периоде, когда надо было ПЕРЕЖИТЬ, а сейчас надо ВЫЖИТЬ.
— А почему именно сахар так популярен? — спрашиваем у психолога.
— Сахар — быстрый углевод, дающий короткий, но мощный энергетический заряд, это и универсальный улучшитесь вкуса. А еще сахар — это детство. Бабушкино варенье, хлеб, посыпанный сахаром, сладкий мамин чай. Детство — это безопасность и защищенность. Это то, чего нам всем так недостает. И если пакет сахара хоть немного сделает кому-нибудь жизнь легче, слава богу, за сахар. Купите себе немного сахара, пусть и служит островком психологической устойчивости…»
От себя добавим: охваченных продовольственной паникой людей можно понять — неизвестность пугает и подталкивает к иррациональным поступкам. Но давайте в любой ситуации оставаться людьми. Порой стоит остановиться и подумать над тем, что и в каких количествах ты запасаешь. Может, столько и не нужно, а потраченное сегодня, завтра — выброшенные на ветер деньги? Не страсть к наживе, а благоразумие — вот путеводная звезда, за которой всем нам стоит следовать в это непростое время.
Знаем — плавали
Сахар, соль, мука, бумага, средства для мытья посуды и даже презервативы — что ни день, то новый дефицитный товар.
Власти уже мозоль на языке натерли, убеждая, что продуктов хватит на всех, но народ, как в последний раз, все равно бежит в магазин и берет приступом прилавки. В битвах за еду обычно участвуют граждане за 60, которые хорошо помнят: если по телевизору сказали, что спичек и мыла в стране достаточно, значит, завтра они точно исчезнут и надо ими запастись.
Трудно осуждать людей за то, что сегодня они следуют своей привычной модели поведения. За последние лет 30 нас столько раз обманывали: про дефолт 1998-го, которого «твердо и четко не будет», про повышение пенсионного возраста, которого не случится, и про доллар, которому никогда не перешагнуть отметки в 100 рублей, что теперь трудно заставить себя поверить даже в самые авторитетные и экономически обоснованные заявления.
Получается так: чиновники уверяют, что сахара в стране предостаточно, а производители и розничные сети при этом вводят лимиты на его продажу. И у людей возникает когнитивный диссонанс, начинается паника, они несутся с котомкой в магазин и грызут других покупателей, если понимают, что могут остаться без вожделенной пачки соли — сахара — гречки. Грызть — в данном случае не фигура речи. Полная сил и воли к победе пенсионерка из города Никольска Пензенской области, вступив в одном из сетевых магазинов в «бой местного значения» за пачку сахара, прибегла в тактике укуса, сцепив зубы на пальцах мужчины, который тоже хотел приобрести пачку-другую со сладкими кристаллами. Старшее поколение снова в своей стихии: знает правила поведения в очередях, помнит, как работать локтями, и не забыло фразы «больше трех в одни руки не давать» и «я занимала».
На смену коронавирусу пришел сахаровирус-22, и вылечить его будет сложнее, чем ковид. Виноваты ли в этом граждане, которые хорошо помнят пустые советские прилавки, талоны на еду и пахнущие колбасой электрички? Отчасти. Но куда больше вины лежит на чиновниках, создавших систему, при которой производители безнаказанно накручивают отпускную стоимость на товар, намеренно придерживают его, усиливая, а то и создавая и без того нездоровый ажиотаж, а потом еще больше заламывают стоимость товара. Стоит ли после этого обвинять соотечественников в стяжательстве?
Елена ХАКИМОВА