Сам себе маг

Половину своей жизни он служит волшебному искусству.

Сам себе магС Андреем Дюковым меня познакомил наш общий друг — поэт Андрей Юрченко. Оказалось, Дюков — харизматичный магистр визуальных искусств, артист оригинального жанра и актер театра кукол «Аистенок». Половину своей жизни он служит этому волшебному искусству, каждый вечер создавая магию на сцене.

— Мне было 24 года, когда я впервые занялся искусством. До того работал на авиазаводе. В моей семье все потомственные жестянщики, слесари, поэтому отец был в шоке от моего внезапного решения. Мой дед воевал на многих войнах: в Финскую он вывел из окружения 15 человек. И когда вернулся домой — у него уже рос сын, то есть мой отец, которого назвали Владимиром.

На тот момент семья жила в Москве, но отца на фронт не брали, потому что он работал на заводе и был мастером-«золотые руки». Отец часто вспоминал, как они тушили «зажигалки» на крышах домов Москвы. Вскоре семью эвакуировали вместе с заводом в Иркутск. И когда мой дед, уже работая на авиазаводе, прошедший несколько войн, в итоге умер от воспаления легких, бабка в сердцах сказала: «Если бы он до сих пор воевал — был бы жив!»

Отец тоже пошел по его стопам, он также работал на топливных баках на авиазаводе. Меня готовили туда же. Я отучился в авиатехникуме, отслужил в армии, после чего поступил на авиазавод и проработал там два года. Но что-то во мне перевернулось, и я пошел заниматься в цирковую студию при заводе имени Куйбышева. У меня были там тяжеленые железные шары-реквизит, подарил их мне цирковой артист Евгений Острицкий. Я катал и кидал эти шары, использовал как ядра, жонглировал ими. Помню только, когда они внезапно падали на сцену, зрители еще громче аплодировали.

Три года я занимался в студии, но до последнего стать магистром визуальных искусств даже не мечтал. Так продолжалось довольно долго, пока, однажды, проходя мимо театрального училища, не зашел туда из-за непреодолимой тяги. Там была какая-то особенная атмосфера. В училище я встретил девочку-кукольницу, она была с преподавателем, мы быстро нашли общий язык, вот они-то и уговорили меня подавать документы в театральное. В разговоре с отцом я попытался объяснить ему, почему меня это тянуло.

Фокусы, иллюзии, жонглирование, кукольное шоу, марионетки… Эдакий веселый балаган. Разве это не другая вселенная?! Конечно, я сразу на 180 градусов развернулся и со всем энтузиазмом юности нырнул в этот новый мир, несмотря на то, что я уже учился в пединституте на преподавателя технических дисциплин. Любая учеба давалась мне легко, а тогда еще такое время было, что люди горели своим делом, старались изучать все грани мастерства и творчеству были преданы душой.

Мне это нравилось еще и потому, что и самих кукол я мог вырезать из дерева и вообще чудеса творить! Ведь любой человек ждет чудес, особенно на свой праздник. А сделать это событие волшебным и незабываемым, удивить всех, стать настоящим фокусником — это мне было по силам!

После театрального меня хотели направить в маленький город между Черным и Азовским морем. Но я остался в Иркутске, к тому же в наш город приехал новый режиссер Людвиг Григорьевич Устинов, и тогда же, открылся стационар театра кукол в нашем городе, до этого театр был разъездной. Помню даже, как мы выкапывали яму под сценой для нас, артистов — ведь у кукол должны быть дирижеры. Тогда же у нас работал удивительный человек — механик Сергей Агулов. Много чего для нас он придумал, например, механические куклы. По тем временам, это было целое открытие.

Вот и получается, что, если сейчас мне 60, а в театр пришел в 28, то я служу сцене больше 30 лет! За эти годы играл в «Божественной комедии», «Лекаре поневоле» — это были спектакли для взрослых, на них как раз «пошла мода», в «Цирке Шардам» по пьесе Даниила Хармса. Вообще больше всего я играл клоунов, циркачей — там, где нужна ловкость, сила, умение показывать фокусы и быть немного волшебником. Но этому нигде не учили. И однажды в Иркутск приехал фокусник Владимир Козлов, он-то и стал меня учить. Несмотря на то, что фокусники чаще всего хранят свои секреты при себе, он откликнулся и даже пришел в наш театр в гости. Тогда ставили «Маленького принца», и Агулов лепил всяческие розочки, накладные руки и шевелящиеся рты кукол, и прочие чудо-детали постановки. Проникнувшись этим действом, маг сказал: «Вот это фокусы! А все, что я тебе могу показать — это лишь ловкость рук». Тогда он прислал мне видеокассеты с мастер-классами светил. Очень мне запомнился его фокус, которым он сразил меня: подбросив карты вверх, к нему на голову они упали в виде шляпы.

А в Музыкальном театре Олег Грантович Кешишьянц научил меня танцевать чечетку. Потом стал смотреть на забытые жанры, такие как шпагоглотание, протыкание рук, ног… В Питере встречался с человеком, коллекционирующим встречи с паранормальными умениями. На гастролях обязательно найдется тот, кто тебя подучит… Удивляет то, что, когда чем-то живо интересуешься, то всегда находишь учителей.

Вот и сейчас актер занят в репетициях спектакля для молодежной аудитории театра — «Остров Иукини». Он признается, что является самым возрастным актером в этом спектакле, играя отца героини Алаулы.

На встречу со мной актер вышел во время репетиции — в костюме телесного цвета с татуировками по одной стороне и сразу пояснил, что аборигены Океании свято верили в защитную силу татуировок: ни руки, ни ноги в татуировках нельзя было уязвить.

— Говорят, для артиста работа, что для лошади свадьба — голова в цветах, а круп в мыле. Конечно, я очень рад любой новой работе, несмотря на то, что кажется работаешь вообще давно на пределе. Но это очень ценный удивительный опыт.

 

Михаил ЮРОВСКИЙ

 

NB!

Справка «НВ». Андрей Дюков — выпускник Иркутского театрального училища 1986 г. по специальности артист-кукловод. Маг, в совершенстве владеющий актерским мастерством. Лауреат премии актерских капустников «Актерская весна 2012». Обладатель юбилейной медали «В честь 350-летия Иркутска» от губернатора Иркутской области. Участник городских и областных праздничных мероприятий.

Похожие статьи

Send this to a friend