Так вслед за великим тибетским лекарем считает российский последователь древнего врачевания Константин РУКОСУЕВ.
Его имя и дар врачевателя знакомы многим, и не только жителям Иркутска. А опыт практикующего травника лишний раз подтверждает непреложную истину: Прибайкалье славится своими целительными силами, благодаря, прежде всего, природе и травам, растущим на побережье священного озера.
Сначала было каратэ
Увлечение Константина Рукосуева тибетской медициной началось, как ни странно, с дзюдо и каратэ, которыми он полуподпольно стал заниматься еще с четвёртого класса. Параллельно увлекся «Востоком вообще» и тибетской медициной, в частности, самостоятельно заготавливая ранозаживляющие травы — подорожник, тысячелистник, какалию. «Ведь воин должен сам себя лечить!» — полушутя-полусерьезно решил для себя Костя.
Естественно, много читал на эту тему. Книга Виктора Васильевича Телятьева «Целебные клады Восточной Сибири» стала для мальчика настольной. В шестом классе удалось приобрести три из пяти томов Авиценны «Канон врачебной науки», в числе которых оказался и самый главный для будущего лекаря том с описанием лекарственного сырья.
Года через три Константин записался на курсы по фитотерапии, которые объявил Телятьев. Собрался было поступать в мединститут, но что-то не срослось, и в итоге выбрал профессию геодезиста. Регулярные командировки и работа в полевых условиях давали ему возможность заниматься и изучением трав.
Последний из могикан
В 1991 году, прослышав от друзей, что в Цугольском дацане (буддийский монастырь, старейший в Забайкальском крае, основан в 1801 году. — Ред.) живёт мастер тибетской медицины, тут же отправился в неизвестное село Цугол, где и провел восемь счастливых лет, ибо «загадочным дедушкой» оказался настоятель Цугольского дацана Жимба-Жамсо Цыбенов. Он был последним из плеяды замечательных бурятских учителей буддизма и его ответвления — медицины. Под руководством Цыбенова в составе небольшой группы его учеников Рукосуев постигал и углублял знания о тибетской медицине, используемых ингредиентах, рецептуре.
Много позже у Рукосуева появятся учителя-наставники в лице коренных носителей древней традиции — преподаватель тибетской медицины в Агинском дацане Гончок-лама, доктор Нида Ченагцан, глава Международной академии традиционной тибетской медицины, профессор Лхасского медицинского университета Комджо Вангдуй и, наконец, Геше Ринчен Тензин (входит в Совет тибетских врачей, созданный при правительстве Далай-Ламы. — Ред.), у которого до сих пор продолжает обучение по традициям «Чжуд-Ши» и «Бум-Ши».
«Шесть хороших» для здоровья
Услышав от Рукосуева столь занимательную историю его становления как лекаря, я не мог не поинтересоваться, а сам-то он как использует обретенные знания и навыки?
— В первую очередь помогаю себе, когда возникают какие-то проблемы, — говорит Константин. — По мере возможности даю полезные советы окружающим, но только тем, кто об этом просит. Уже много лет сам готовлю сборы по классической тибетской рецептуре, совершая сезонные экспедиции по Предбайкалью, Бурятии и Читинской области. Растения, которые у нас не растут, заказываю в Тибете, Индии и Китае.
— Что из простых средств можешь порекомендовать нашим читателям? — спрашиваю у Рукосуева.
— Тибетская медицина проста и глубока одновременно. Она подразумевает, что человек может поддерживать своё здоровье в той среде, в которой живёт. Например, есть такое понятие — «Шесть хороших». Это — мускатный орех (он полезен для сердца); гвоздика — (для аорты и сосудов); гипс природный — (для лёгких); шафран — (лучшее средство для печени); кардамон ароматный — (для почек); «чёрный» кардамон (для селезёнки и поджелудочной железы).
Плод граната очень полезен для желудка; корень имбиря усиливает пищеварение; корень девясила высокого является прекрасным противовоспалительным средством; мумиё лечит воспаление в желудке, печени и почках, способствует сращиванию мышц, связок и костей, продлевает жизнь.
И таких простых средств в тибетской медицине много. Как сказал великий индийский лекарь Кумарадживака: «В Природе нет ничего, чтобы не могло быть лекарством». Я совершенно с этим согласен.
Если мороз, то холодно…
В период холода, поздней осенью, зимой и ранней весной организму требуется тепло и энергия на согревание. Поэтому нужно тепло одеваться и в пищу употреблять «тёплые» по свойству продукты: конина, баранина, рыба, курица. При приготовлении блюд активно использовать чёрный и красный перец, тмин, имбирь, репу, редьку и другие жгучие средства. В этот период следует избегать продуктов с «холодными» свойствами. Это — свинина, козлятина, мясо дичи, сахар и прочие продукты преимущественно со сладким, горьким и вяжущим вкусом. Полезно есть мёд и пить напитки на его основе. И, наоборот, в тёплый период времени пребывать в прохладе, не перегреваться на солнце, употреблять преимущественно еду и напитки с «прохладными» свойствами и значительно сократить «тёплые».
Михаил ЮРОВСКИЙ
ИРКУТСК
Фото из архива К. Рукосуева