Пандемия не щадит даже мертвых

Covid-19 в корне изменил традиционные правила погребения

Пандемия не щадит даже мертвыхВ другой раз я бы не стал писать об этой области нашей бренной жизни — самой, пожалуй, печальной в отпущенный нам век. Однако поучаствовав, пусть и опосредованно, в похоронах одного из коллег — кстати, довольно известного издателя, я, что называется, лицом к лицу столкнулся с новыми порядками в сфере ритуальных услуг.

Жертв «короны» все больше

Обратимся для начала к цифрам. Как сообщил 14 января оперативный штаб по борьбе с эпидемией, в России за последние сутки от COVID скончались 570 человек, из них 68 человек — только в Москве (ранее такое же количество умерших в столице было зафиксировано 9 ноября).

Всего смертность от COVID-19 в стране с начала эпидемии составила почти 64 тысячи человек. Впрочем, эта цифра расходится с данными Росстата, который только с апреля по ноябрь насчитал более 116 тыс. умерших. (Эту разницу РБК объясняет тем, что ведомство в отличие от оперативного штаба включает в свою статистику летальные исходы от патологий, развившихся на фоне COVID-19, а также случаи, когда коронавирус выявили уже в результате вскрытия).

А что после смерти?

Кстати, с уходом человека из жизни по причине заболевания коронавирусной инфекцией, как ни прискорбно это признавать, проблемы у родственников усопших не заканчиваются. И к многочисленным «обычным» проблемам, связанным с организацией похорон и испокон веков возникающим перед близкими, сегодня прибавился не менее острый вопрос: что делать с телом ушедшего в мир иной человека, точнее — какой вид погребения выбрать?

В этом смысле ситуация с пандемией чуть ли не в корне изменила предпочтения россиян и, в частности, жителей столицы. По данным Артема Екимова, главы ГБУ «Ритуал» (оператора столичных кладбищ. — Ред.), число кремаций с началом пандемии выросло в Первопрестольной более чем на 40%. По этой причине во всех трех московских крематориях (Николо-Архангельском, Хованском и Митинском) образовались очереди, и кое-где — довольные длинные. А там, где очереди, как грибы после дождя, неизменно вырастает коррупция. В одном из крематориев, в котором мы решили кремировать известного издателя (потому что на одноименном кладбище похоронена его мама) «за решение вопроса» (на четвертые сутки со дня кончины коллеги) у нас любезно запросили то ли 60, то ли 70 тысяч «деревянных», хотя официальная стоимость кремации в перечисленных заведениях на момент происходивших событий не превышала и 6000.

Спрос рождает предложения

Спрос на кремацию тоже не на пустом месте возник. Он обусловлен рядом объективных обстоятельств, к главным из которых, несомненно, относится рекомендация Роспотребнадзора прибегать (в случаях смерти родственников от коронавируса) именно к этому способу погребения как наименее опасному во время эпидемии. А предпочтительность кремации, в свою очередь, объясняется тем, что тот же Роспотребнадзор запрещает бальзамировать умерших от COVID-19, и, стало быть, хоронить их следует в закрытых и, чаще всего, оцинкованных гробах, открывать которые во время прощания категорически воспрещается.

Регламентация похоронного процесса в каждом регионе своя. Наиболее строгие ограничения действуют в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге как в наиболее пострадавших от распространения вируса субъектах. По-разному варьируется в регионах и количество участников похорон, но окончательные рекомендации выносит руководство крематориев или моргов.

По словам Якушина, кремация решает еще одну проблему, которая вскрылась только с наступлением пандемии: родственники умерших не хотят, чтобы их близкие находились рядом с умершими от COVID-19.

— Людям, конечно, тяжело из-за того, что невозможно провести традиционный обряд прощания, — делится своим мнением о новых веяниях в ритуальных услугах исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева. — Ведь в обряде прощания заложен колоссальный терапевтический смысл. Тем не менее, подавляющее большинство убитых горем родственников с пониманием относятся к вынужденному отказу от привычных форматов, не устраивают скандалов по поводу и без. А пожилые люди сами не готовы лишний раз рисковать.

Похороны онлайн? Бывает и такое…

Вы будете удивлены, но в период пандемии этот, еще недавно казавшийся невозможным формат прощания приобретает все большую популярность. Многие крематории предлагают посмотреть ритуальный процесс в режиме реального времени или получить его запись.

Можно по-разному относиться к столь неадекватной услуге. Однако появление онлайн-трансляций стало, судя по всему, определенным выходом из ситуации в связи с тем, что люди ограничены в перемещениях в пунктах проживания, а по стране — тем паче. Так, только за две недели строгих ограничений в Москве этой услугой здесь воспользовались более 3 тыс. человек. Их организовали для того, чтобы максимально уменьшить число присутствующих на похоронах.

Любопытны результаты опроса, который провела ритуальная фирма «Честный агент», запустившая на время эпидемии сервис онлайн-похорон. Выяснилось, что идею прощания с умершим дистанционно, не выезжая на кладбище или в ритуальный зал, положительно оценили 41% опрошенных, 16% готовы пользоваться сервисом. Но большинство респондентов уточнили, что услуга допустима только в условиях вирусной эпидемии, «во всех иных случаях — это дикость». Хотя только время покажет, сохранится ли вернувшаяся из прошлого традиция — ведь вплоть до 60–70-х годов минувшего столетия, как свидетельствует история, фотографирование похорон было обычным делом.

 

Леонид ГРЕКОВ

 

ОТ РЕДАКЦИИ. О других изменениях в ритуальной отрасли из-за пандемии COVID-19 и о возникающих в связи с этим проблемах и о том, как действовать в нестандартных ситуациях и какие нужны документы для похорон, мы расскажем в одном из ближайших номеров газеты.

 

ДОСЛОВНО

«Понимая потребность граждан в традиционном прощании, ГБУ «Ритуал» ввело новую услугу прощания (умерших от Covid-19. — Ред.) в закрытом гробу со стеклянной промежуточной крышкой из оргстекла. Она монтируется в дополнение к основной, а все ее соединения полностью герметичны».

Артем Екимов, директор ГБУ «Ритуал»

 

МНЕНИЕ

Борис Якушин, директор Новосибирского крематория:

— Тело умершего от Covid-19 предпочтительнее кремировать, чтобы полностью исключить распространение инфекции. Урна с прахом усопшего остается уже без элементов какого-то вируса, там нет ничего. Она опасности для людей не представляет ровным счетом никакой. Ее можно транспортировать, похоронить в могиле, подождать, пока закончатся ограничения. Безусловно, это удобнее для многих людей.

 

КСТАТИ

Согласно опросу общественного мнения, в котором принимали участие почти 4,5 тысячи человек, 69 процентов из них выбрали бы именно кремацию в качестве способа погребения. На захоронение в гробу согласились бы лишь 20 процентов респондентов. Из результатов того же опроса следует, что почти 80 процентов опрошенных положительно относятся к кремации.

 

NB!

А как у них?

В минувшем году Китай отменил церемонию поминовения усопших, чей прах после кремации хранится в похоронных бюро до традиционного праздника, каковым именуется эта церемония. 

В Италии, дабы предотвратить распространение коронавирусной инфекции, вообще запретили проводить церемонии похорон умерших от Covid-19. Причем с момента подтверждения факта смерти тело скончавшегося от «короны» пациента хоронят… в больничных халатах. А ритуальные службы присылают родственникам умерших фотографии и видео с церемоний похорон или провозят тела покойных на катафалке мимо домов умерших, чтобы родственники могли помолиться за них в последний раз.

В Великобритании и США похоронные молитвы проводятся заочно, а не у тела покойного. Здесь также, как в Италии, в некоторых случаях высылаются родственникам видеоролики с церемонией похорон.

В Ирландии врачи рекомендовали надевать маски даже на покойных.

Министерство здравоохранения Израиля требует, чтобы скончавшихся пациентов в больнице заворачивали в герметичный двухслойный полиэтиленовый пакет. После омовения и совершения религиозных обрядов тело оборачивают еще одним слоем полиэтилена для захоронения.

Похожие статьи

Send this to a friend