Почему российские пилоты стали в массовом порядке уезжать работать в страны Юго-Восточной Азии?
Отечественные авиакомпании бьют тревогу, чиновники как всегда невозмутимы — мол, не следует преувеличивать масштаб проблемы, в конце концов, наймем зарубежных летчиков.
По данным газеты «Коммерсантъ», за последние 2,5 года в страны Юго-Восточной Азии уехали более 300 «наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского» — капитанов воздушного судна (КВС) и КВС-инструкторов. Еще около 400 пилотов этих категорий оформляют документы. Эксперты не исключают, что недавние сбои в графике рейсов «ВИМ-Авиа» могли случиться из-за ухода одновременно 12 КВС.
Почему же наши пилоты все чаще меняют родные осины и березы на пальмы? В Китае, например, зарплата пилота в среднем в четыре раза выше, чем в России: $17–25 тыс. в месяц. И это еще не все. В месяц в КНР необходимо налетать 80 часов против 90 в России, отпуск начинается от 96 дней (70 в России). Десяток китайских авиаперевозчиков стремятся нанять именно российских пилотов — они хорошо подготовлены, имеют высокую квалификацию. В Китае сегодня летают около 100 российских КВС и инструкторов, столько же готовятся перейти туда на работу в ближайшее время. Уже сейчас многим авиакомпаниям не хватает российских пилотов, особенно КВС. Об этом сообщил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. По его словам, «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5–2 раза выше». «Аэрофлот» тоже платит прилично. КВС получает 650 тыс. рублей в месяц, второй пилот — 350 тыс., но больше, по словам г-на Савельева, повышать зарплату не может. А значит, и удержать российских пилотов «Аэрофлоту», не говоря уже о других, не таких мощных и богатых компаниях, будет непросто. Ну, ладно, допустим, уедут наши пилоты. Кому передадим ключи от неба? Европейцев и американцев российскими зарплатами не прельстишь. Где вербовать летные кадры? Остается ближнее зарубежье. Из стран СНГ к нам наверняка поедут. Возможно, классные пилоты есть и там, но скорее всего и их тоже сманили предприимчивые корейцы и китайцы. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: за меньшие зарплаты согласятся работать не самые квалифицированные пилоты и КВС. Не ударит ли эта «кадровая рокировочка» по безопасности полетов?
Как говорится, проблема налицо. Это понимают многие. Например, депутаты Госдумы из комитета по труду и соцполитике направили запрос главе Минтранса и в профсоюз летчиков, мол, разъясните, что там у вас за массовые увольнения пилотов. Глава Минтранса Максим Соколов, что называется, на голубом глазу разъяснил, что ведомство не видит в этом проблемы. «Здесь, наверное, не так страшен черт, как его малюют», — предположил министр. Дефицита пилотов самолетов в РФ сейчас нет, правительство постоянно отслеживает ситуацию, поведал журналистам вице-премьер Аркадий Дворкович. Что ж, у г-на Дворковича, может, и нет такого дефицита, зато он наверняка появится у рядовых граждан России, которые время от времени вынуждены всходить на борт самолета.
Как же поправить ситуацию? Увеличить набор в летные училища? Конечно, но вчерашний курсант не сможет в одночасье заменить опытного пилота, подавшегося на заработки в Китай. Оставить в нашем небе квалифицированных летчиков могли бы сами авиакомпании. Однако следовать примеру китайцев — облегчать условия труда летного состава и доводить их зарплаты до конкурентного уровня они не торопятся. Так что проблема, что бы там ни говорили чиновники, есть. Черт, похоже, страшен именно так, как его малюют люди, горящие желанием долететь из пункта А в пункт Б живыми и здоровыми.
Максим ГРЕГОРОВ