Успехами в экономике — в отличие от политики — наша власть в уходящем году похвастать не может.
В конце года принято подводить итоги, в первую очередь в экономике. К сожалению, успехами в экономике — в отличие от политики — наша власть в последние годы похвастать не может. Дело не в особых условиях хозяйствования (климат, санкции, демография), а в не эффективности системы управления, считает бывший консультант-аналитик Совмина СССР Сергей Самарин.
Недоразвитая демократия
— Парадокс: доходы граждан ведущей нефтегазовой державы не позволяют обеспечить не то что достойную, а хотя бы приемлемую жизнь граждан, — отмечает эксперт. — Правящая партия 12 лет назад обещала удвоение ВВП, но удвоились только военные расходы, а жизнь россиян ухудшилась.
В 1960 году в похожей ситуации Япония ставила целью удвоение не ВВП, а доходов населения за те же 10 лет. И получилось! Причем справилась с этим досрочно. Есть чему поучиться.
Но наши думцы едут за опытом не в Токио, а в Париж. Ладно, обратимся к французскому опыту. Взявшись за структурные реформы, тамошние парламентарии сократили на треть законодательную власть, то есть самих себя. А наши могут только прирастать помощниками. Механизма отзыва депутатов избирателями нет, как нет и примеров отзыва. Лишение мандатов Гудкова и Пехтина произошло из-за скандалов с незадекларированной собственностью, а сбежавшие за границу Митрофанов и Пономарев исправно получали зарплату.
В странах развитой демократии депутаты подотчетны избирателям и поэтому первым делом отстаивают их интересы, а не правительства и олигархов. Наш депутатский корпус, напротив, принимает почти сплошь ограничительные и запретительные законы, выгодные только самой власти и большому бизнесу.
Экономика России стагнирует, но на более 1,5 млн чиновников деньги находятся. Кстати, с 2000 года их число удвоилось при средней зарплате 111 тыс. рублей. Оценить эффективность их деятельности можно хотя бы по наиболее показательному из бюрократических подразделений — антимонопольной службе. Только в ее центральном аппарате трудится 2500 человек. В странах ЕС за последние годы было возбуждено около 800 антимонопольных дел. Всего 800. В России за год — 67 тысяч. Мы круче? Как бы ни так. В Евросоюзе минимальный оборот проштрафившейся фирмы был 800 млн долларов, а ФАС не брезгует даже индивидуальными предпринимателями — обеспечивает себя работой, заодно судей и приставов.
В стране с 17-кратным разрывом доходов между богатыми и бедными недостаток денег в бюджете почему-то должен компенсировать рядовой налогоплательщик и очередное повышение цен на бензин.
Обуздать алчность, по моему глубокому убеждению, могут два фактора — дифференцированные налоги на доходы и роскошь и жесткая реакция властей на нескромность и коррупцию. Однако внесенный в Госдуму соответствующий закон был в очередной раз заблокирован фракцией «Единая Россия». Ограничения на непомерные траты бюджетных средств в госструктурах тоже не действуют: то всплывут закупки люксовых мерседесов ценой до 11,2 млн рублей в Самаре и Башкирии, то золотого унитаза за 8 млн рублей администрацией ЯМАО. Может, стоит обязать чиновников покрывать разницу в стоимости люксовой и обычной модели из своего кармана? А унитаз оставить в администрации, чтобы пользователи задумывались, во что обходится каждый их визит в туалет.
Долги по дружбе спишем
Итоги финансового года еще не подведены, но в 2016-м прибыль банков с госучастием составила 930 млрд рублей, что в 5 раз больше прежнего. Откуда? Ведь экономика не растет. Напомню: правительство в 2013–2015 годах на поддержку промышленности выделило 3,3 млрд рублей, но эти средства были переведены в прибыль банков, фактически на бонусы топ-менеджерам за невыполненную работу.
Сложнее с бюджетообразующими госкорпорациями: их отчетность не прозрачна, доходы, зарплаты, бонусы руководства не афишируются. Хотя известно, что ежедневная зарплата руководства сопоставима с годовой пенсией жителей небольшой деревни. Вопрос не только в морали, но как раз в той самой эффективности управления, о которой идет речь.
Так, в Ленинградской области обнаружили 1/3 газопровода в Приозерск, который по документам полностью построили, потратив 1,8 млрд казенных рублей.
Если продолжить эту цепочку примеров, то реализация проектов «Сила Сибири-2» и «Северный поток-2» трещит по швам, а это уже сотни миллиардов. Неудивительно, что акции «Газпрома» за 10 лет подешевели в 2,5 раза. Удивительно другое — численность его сотрудников за 15 лет при снижении газодобычи возросла в два раза.
Имея многомиллиардные прибыли, «Роснефть» созданием перерабатывающих мощностей не занимается. «Газпром», хоть и со скрипом, но строит комплекс по производству сжиженного газа. А нефтяники вкладывают средства в сомнительную Венесуэлу, с которой Китай уже два года как приостановил сотрудничество из-за невыплат. Сама «Роснефть» должна Китаю 35 млрд долларов и вынуждена поставлять в Поднебесную нефть на невыгодных для страны условиях.
При этом мы продолжаем прощать долги «дружественным режимам». Только с 2000 года Россия списала своим партнерам 140 млрд долларов, как недавно сделала это Киргизии, простив ей 240 млн долларов.
Тем временем глава Минфина Антон Силуанов предупреждает о непомерности военных расходов, схожих с последними годами СССР. Правда, разобраться с ними при закрытости этих статей бюджета сложно. Но зато легко понять, насколько «эффективно» они используются. Секретность уже не раз приводила к завышению цен на военную технику: это и танки «Армата», и системы ПВО/ПРО С500, и истребители нового поколения Т-50. Здесь же и такая малость, как закупка для спецназа пистолетов Glock по цене вчетверо выше рыночной…
КПД паровоза
В 1889 году на Всемирной выставке в Париже Россия экспонировала кубометр чернозема, как основу и залог продовольственного благополучия. Возврат земли в частные руки опять превратил нашу страну в ведущего мирового экспортера зерна. Однако на 80% это зерно — кормовое, то есть самое дешевое.
Мелиорированные земли в США составляют 40%, Китае — 54%, РФ — 7,8%.
За 20 лет страна вроде бы обеспечила себя свининой и курятиной, а вот производство говядины сократилось в три раза, надои молока упали с 2 млн тонн до 631 тысяч. Мощности тепличных хозяйств не обеспечивают потребность страны в овощах. Поэтому цветная капуста идет по цене бройлерного цыпленка. Во всем мире сельское хозяйство опирается на семейные фермы, а в России — на агрохолдинги, диктующие цены на продукты и переработку. Сырое молоко, идя к потребителю, дорожает в три раза, сливочное масло — на 60%. То же самое с мясом, крупами, консервами. Государству и банкам гораздо проще работать с крупными компаниями, а не с фермерами. Результат этой политики мы наглядно видим на ценниках в магазинах.
В условных единицах (у.е.) коэффициент использования территории следующий: США — 2,4 у.е., КНР — 1,87 у.е., РФ — 0,1 у.е. Конечно, у РФ значительная часть территории находится в зоне вечной мерзлоты. Но именно там — газ, нефть, никель, алмазы, то есть основные наполнители бюджета, что только подчеркивает крайне неэффективное использование остальной территории.
Госкорпорации, участвуя в дележе бюджета, себя, конечно, не обидят, о чем свидетельствует скандал с Анатолием Чубайсом, который сообщил своим коллегам по «Роснано» о том, что денег у них не меряно. И это притом, что результаты работы самой корпорации ничтожно малы.
Наша экономика похожа на дуршлаг, из которого вытекают бюджетные потоки. На пути этих потоков установлены своеобразные тройники, которые контролируются заинтересованными лицами. Они и отводят часть средств в офшоры. Объем таких отведений эксперты оценивают в три четверти ВВП. Ясно, что в отличие от ракетоносителя «Союз» 2-1Б, погубившего 19 спутников, эти тройники работают исправно.
Можно ли вообще говорить об эффективности там, где на прямых линиях с президентом граждане умоляют его решить их проблемы? Они не надеются на официальную власть, только — на удачу: вдруг их вопрос будет выбран из миллионов других, публично озвучен и, может быть, решен. Как говорится, КПД ниже, чем у паровоза.
Максим ГРЕГОРОВ