«Умом Россию не понять» — провозгласил классик отечественной поэзии Тютчев полтора века тому назад. Однако время, пожалуй, внесло коррективы в этот тезис. Ум оказывается бессилен не столько в оценке страны, сколько ее граждан.
Социологические опросы, как бы их порой ни критиковали, были и остаются барометром наших настроений и представлений, показывая их удивительную, нередко несуразную противоречивость. Сводить причины со следствиями вообще не самое сильное наше место. Частенько их путаем, ставим телегу впереди лошади, а потом чешем затылки — что ж она не едет-то?
На эти размышления навели данные недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Социологи пытались понять, улавливают ли россияне связь между ситуацией в стране и в своем собственном кармане. Выяснилось, что совершенно не улавливают. В ходе опроса выяснилось, что за последний год доля граждан, негативно оценивающих экономическое положение страны, снизилась. Ныне лишь каждый четвертый считает положение дел в России «очень плохим», тогда как год назад такие оценки давал каждый третий респондент. Число оптимистов за год выросло: хорошим текущее положение РФ сейчас называет 17% опрошенных против 12% годом ранее. 38% участников опроса уверены, что страна развивается в правильном направлении. Примерно столько же — 37% — добавили, что согласны с этим утверждением отчасти. И лишь каждый пятый считает, что страна движется не туда, куда следует. Однако стоило социологам «перевести стрелки» с общего на частное, с экономики государства — на бюджет семьи, весь оптимизм куда-то улетучивался. Если год назад на низкий уровень жизни жаловался лишь каждый шестой россиянин, то теперь — каждый четвертый. Одним из показателей «личного пессимизма» могут служить настроения на рынке труда. Как сообщают эксперты Службы исследований HeadHunter, они остаются в целом негативными. Люди боятся, что, потеряв работу, уже не сумеют найти ей адекватную замену.
Итак, в том, что касается курса, которым движется страна, ее экономики в целом, россияне, участвовавшие в опросе ВЦИОМа, демонстрировали эйфорию. Однако оптимисты стремительно переквалифицировались в пессимисты, как только речь заходила о личном, наболевшем. И тут возникает вопрос: как можно быть довольным ситуацией в «большой» экономике, когда твой кошелек страдает хронической дистрофией, и подкормить его получается с каждым днем все хуже и хуже? Почему люди не увязывают свои обстоятельства с тем, что происходит в их стране?
Отчасти нарушение причинно-следственных связей можно объяснить успехами официальной пропаганды. СМИ, особенно ТВ, рисуют благостную, заманчивую картину. Дескать, поглядите вокруг — лепота же! С экранов без конца и без края на наши бедные глаза и уши льются бодрые реляции чиновников, узревших кто дно кризиса, кто — снижение инфляции, кто — еще какие-то экзотические сюжеты, к реальной жизни отношения не имеющие. Принимать желаемое за действительное, верить всему, что вещают телевитии, свойственно многим соотечественникам. Как там у Пушкина? «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад». Вот и виснут на наших ушах тонны лапши. Однако этой «лапшой» сыт не будешь и детишек не накормишь. Так не пора ли нам умнеть, господа-товарищи, вырабатывая трезвый, критический взгляд на происходящее? Чтобы правильно действовать, надо прежде научиться правильно думать.
Максим ГРЕГОРОВ