Академию наук обезглавили в духе спецоперации.
Очередные выборы президента РАН не состоялись. Все кандидаты, включая главу РАН Владимира Фортова, взяли самоотвод. Хотя академики проголосовали за перенос выборов, правительство назначило временного президента своей властью.
На собрании вице-премьер Аркадий Дворкович сначала дежурно поблагодарил научные коллективы за достигнутые успехи, а потом заявил о чрезмерной бюрократизации современной системы управления отечественной наукой. Претензии явно не по адресу. Бюрократизация системы управления — плод многолетних усилий правительства по реформированию науки.
В итоге бурного обсуждения общее собрание проголосовало за перенос выборов президента РАН. Правительство не прислушалось к мнению академиков и приняло распоряжение, назначающее исполняющим обязанности президента РАН Валерия Козлова. Похоже, судьбу академии будут решать уже в других кабинетах.
Академик Борис Кашин назвал происходящее спецоперацией. Тему развил академик Геннадий Месяц, который в курсе, как чиновники накануне выборов обрабатывали членов президиума. По его мнению, начавшаяся в 2013 году реформа РАН и то, что сейчас происходит, — звенья одной цепи: «Мы не диссиденты — почему так с нами поступают?» Уже раздаются предложения о том, чтобы главу академиков назначал президент России.
Причина конфликта — в противоречиях между РАН и созданной три года назад правительством хозяйственной структурой ФАНО, под крышу которого перешли все научные институты.
— Академию наук унизили, причем не в первый раз, но более изощренно. Причина понятна — власти не нужен относительно независимый Фортов, а нужен свой человек в качестве президента РАН, — считает астрофизик Борис Штерн. — Дальнейшее зависит от того, как они будут ставить своего человека — продавливая через выборы или попросту отменив их. В обоих случаях… это будет очень печальный финал.
На митинги в защиту РАН никто не собирается. Ситуации 2013 года, когда научная общественность встала на защиту своих интересов против реформы тогдашнего министра Ливанова, судя по всему, не повторится. Академики в растерянности.
— Никто не ожидал такого поворота событий, — говорит академик Анатолий Фоменко. — Самое удивительное, что насущной необходимости в этом погроме не было. Владимир Фортов пользовался уважением среди академиков и не вызывал отторжения у органов власти. Он был фигурой, которая устраивала всех.
Даже в кровожадные годы академики имели возможность поступить по-своему. Вспоминается исторический анекдот. На заседании президиума АН СССР академик Александров объявляет: «Нам предстоит решить беспрецедентный вопрос о выводе Сахарова из членов академии. — Почему беспрецедентный? — не согласился академик Капица. — В свое время Гитлер лишил звания академика Эйнштейна. — Переходим к следующему вопросу, — говорит Александров».
Вячеслав СТЕПОВОЙ