Смерть агентства

Павел Гутионтов
Павел Гутионтов

Итак, мобилизованы и брошены на внешний фронт последние стратегические резервы. Скоро вся страна без исключения будет работать только на то, чтобы формировать свой виртуальный имидж за границей

 

Главная для меня новость минувшей недели — даже не оглашение послания президента России Федеральному Собранию, хотя его, как мне уже сообщили, затаив дыхание ждал и дождался, наконец, весь мир.

А ликвидация РИА «Новости».

И именно потому, что — в отличие от президентского послания парламенту — этого не ждал никто. В лучших традициях учреждения, из недр которого произрос наш глава государства, была произведена спецоперация, решительная и беспощадная, как укол зонтиком с отравленной иголкой: р-раз! — и все; было РИА «Новости», и не будет его, как дяди северокорейского вождя. Считался, напомню, дядя вторым человеком в стране, любимым и всенародно уважаемым, и нет уже дяди, расстреляли дядю по приговору военного трибунала: «Обвиняемый Чан сплотил вредоносные силы, сформировал фракцию и в качестве главаря такой группировки пытался совершить ужасное преступление — свергнуть государственный строй», — цитирует агентство Reuters заявление ЦТАК.

Вот и РИА «Новости». Тоже государственный строй пыталось свергнуть?

Трудно описать счастье, которое при этом испытали все те, кто научился испытывать счастье от любого президентского Указа. Общее мнение этих мыслителей столь же неожиданно и категорично: разгромлено осиное гнездо либерализма, свитое в информационном пространстве неизвестно кем и зачем. Единственно, что пока не прозвучало, это то, что существовало гнездо на деньги госдепартамента: деньги как раз были самые что ни на есть нашенские — по одним данным, пятнадцать, по другим, тридцать с лишним миллиардов рублей из российского бюджета ушло на поддержание в одночасье низвергнутого информационного монстра. Тысяча сотрудников — профессионалов высшего класса, жили не тужили в условиях дистиллированного капитализма, любовно построенного для них в отдельно взятом агентстве на зависть всем коллегам, но давали-таки при этом продукцию мирового уровня. И вдруг выяснилось, что здесь-то проклятый либерализм и скрывался, еще раз при этом попутно подтвердив, что все не являющееся воинственным мракобесием и конъюнктурным невежеством — и есть он самый, либерализм, предназначенный к неуклонному искоренению. Вот его и искоренят, распахают и посыплют солью, чтоб ничего больше не выросло — при гендиректоре Дмитрии Киселеве, который, кстати, только что совершил очередное крупное, историческое во всех смыслах открытие: сообщил с телеэкрана, что «все та же коалиция» в составе Швеции, Речи Посполитой и Литвы противостояла России еще на поле Полтавской битвы. Хотя из курса средней школы многим известно, что Речь Посполитая была во времена Северной войны как раз союзницей России, а Литва — лишь частью этой самой Речи, но отнюдь не отдельным субъектом международного права. Но какое это имеет значение, если «все та же коалиция» так хорошо рифмуется (для Киселева) с сегодняшними украинскими событиями?

И все-таки — зачем?

С объяснением выступил глава администрации Кремля Сергей Иванов и, как всегда, все окончательно запутал. Он сообщил, что таким образом государство намерено сократить расходы на государственные информационные ресурсы. Бюджетные средства, выделяемые этим СМИ на следующий год, будут уменьшены. Программа оптимизации расходов включает в себя реорганизацию ряда государственных СМИ.

Все понятно? Вот и реорганизовали. Не просто сократили — и правда, неприличное — государственное финансирование, но еще и переориентировали лучшую информационную структуру страны на самое важное и актуальное, переименовав в «Россию сегодня», перенацелили исключительно на освещение политики Кремля… за рубежом. Глава администрации при этом уточнил, что означает «эффективность» — это «правдивая информация, сообщаемая современным языком, для распространения которой используются современные технологии, чтобы охватить как можно более широкую целевую аудиторию».

Все лучшее — на Запад, то есть. Именно там, по Иванову, наша главная «целевая аудитория». «Правдивая информация, сообщаемая современным языком» — это для нее, в первую очередь. Мы-то как-нибудь перебьемся, пояса подтянем, впервой что ли. Лишь бы там, на главном направлении, все было, как у людей, на них работаем, ничего не пожалеем. Лишь бы имидж России за пределами наших государственных границ все рос и рос, улучшался и улучшался. Дмитрий Киселев с его причудливыми историко-географическими представлениями справится, кто как не он, это именно его слова весь мир ждет не дождется.

А внутри границ, кстати сказать, имидж укреплять не надо? Внутри границ все нормально — с имиджем? Хотя, может быть, именно переориентация Киселева здесь благотворную роль и сыграет…

И еще по поводу «оптимизации» и «эффективности». Не уместно было бы, перебрасывая РИА «Новости» («Россию сегодня») на внешний фронт, сообщить населению о том, чего на этом фронте уже добились остальные, так обильно создававшиеся за последние годы структуры? На их деятельность денег у нас уходит все больше и больше, а результаты все менее и менее очевидны, если, конечно, не считать признание Владимира Владимировича Путина самым влиятельным политиком современности, по версии журнала «Форбс». «Форбсу» спасибо, порадовал, но неужели это — все? Даже Нобелевскую премию пробить не удалось, а уж как старались. Не говорю об идее пригласить в Екатеринбург Всемирную выставку — Expo-2020. Для чего пришлось опять тратиться на мобилизацию голосов проверенных друзей из числа тихоокеанских островных республик и монархий, но ведь и этого — не хватило…

И вообще, не переоценивают ли принимающие решения люди роль и значение пиара в мировом масштабе? Откуда у них уверенность в том, что весь мир информацию о нашей стране будет получать исключительно из рук господина Киселева, откуда такие надежды на его таланты? Хватит ли у него поклонников, чтобы отбить вложенные средства?

Не знаю, не знаю…

И еще. С названием для новой структуры тоже люди не слишком заморочивались. «Россия сегодня» будет работать на заграницу, ладно. Но, наверное, ее и на иностранный язык перевести придется? И получится «Russia Today», если не ошибаюсь? Так ведь одна «Russia Today» у нас уже есть? И именно созданием благоприятного имиджа России она и занимается, именно ей совсем недавно президент лично распорядился сорок миллиардов рублей из бюджета выделить, не так ли? Их всех теперь путать не будут?

Маргарита Симоньян, руководитель уже существующей «RT», узнав эту новость, по собственному признанию, упала бы от неожиданности со стула, если б в этот момент не ехала в машине, где стула не было. Но потом оправилась от шока и даже написала письмо своим сотрудникам. Она успокоила коллег: реорганизация их телекомпании не коснется. «Учитывая сложную историю наших взаимоотношений с РИА, о которой многим из вас известно по личному опыту, новая конфигурация вселяет надежду, что мы сможем наконец-то с коллегами кооперироваться, делиться опытом и картинкой и вообще всячески дружить, как и положено организациям, выполняющим похожие функции во благо одного и того же государства, — пишет Симоньян. — Я пообщалась с Дмитрием Киселевым, и мы заверили друг друга в готовности к взаимовыгодному сотрудничеству». Выбор названия для новой структуры Симоньян объясняет естественным желанием «воспользоваться успехом бренда» RT.

Все, то есть, объяснимо, если постараешься.

Кроме необъяснимого в принципе.

 

Павел ГУТИОНТОВ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend