Осторожно — любовь

В гостях у «НВ» — основатель психологического центра «Гармония» Александр БЕЛЯЕВ.

 

СПРАВКА «НВ». Александр Александрович Беляев родился в Екатеринбурге, сейчас живет в Иркутске. Специалист по интегративным психотехнологиям и основатель энергетического направления в целительстве «Изумрудный лотос». Учился в Международной Академии психологических наук России, а также у духовного мастера, доктора медицины и йоги г­на Викаса Ананда (Непал). На протяжении многих лет проводит семинары и консультации в различных городах России, в том числе в Москве. Автор книги «От Рейки к Земле. Тантра небесного и земного целительства». Мастер восточных единоборств. В 2005 году открыл свой клуб айкидо «Дзикисинкай Иркутск», является вице­президентом Федерации Айкидо «Айкикай России». Увлекается путешествиями (Тибет, Гималаи, Европа).

 

— Александр Александрович, не удивляйтесь, но нашу беседу я хотел бы начать с «вечной темы» — с любви. Ведь всю свою жизнь люди только и ищут — любовь и счастье. Но если первое у них случается эпизодически, то второе они ищут так же слепо и интуитивно, как смысл жизни — то есть, наобум.

— Очень часто в понятие любви у нас вкладывают много подменяющих его качеств. Но если между двумя людьми сформировалось настоящее поле любви — оно неразрушимо. Скажем, когда мы выбираем партнера по таким внешним атрибутам, как красота, успешность, энергичность, то нет ничего удивительного в том, что, если одно из этих качеств выпадает, образ рушится, и любовь уходит. А все оттого, что в это понятие вкладывают то, что не соответствует любви. Любовь — вне времени и пространства, вне лица и фигуры человека. Любовь — это то, что уничтожает эго, стирает его, приобщая человека к надличностному.

Человек становится дарующим и освобожденным, но это не происходит вдруг. Состояние открытости и окрыленности возникает тогда, когда мы по-настоящему любим. И когда у человека душа полна, и он внутри гармоничен, ему уже не важно, есть ли у него близкий человек сейчас. Когда человек открыл внутри себя это состояние внутреннего счастья, ему уже не так важны внешние атрибуты его жизни. Тут есть верный критерий этого состояния: чем больше человек отдает — тем счастливей и спокойней он становится. И такой человек больше привлекает любви, к нему тянутся и именно его ищут другие.

— Но у обычных людей появляются свои приоритеты и они часто меняются…

— Действительно. Но чтобы это пережить, и дается любовь — принимающая и отдающая. В общепринятых нормах любовь почему-то воспринимается как зависимость, и даже рабство. То есть, раз ты любишь — значит, ты должен, обязан угождать тому, кого любишь. В итоге люди все время соревнуются и конкурируют за право быть успешнее в семье. Идет настоящая психологическая драка по поводу больших возможностей и прав. За то, кто важнее, кто главнее, кто необходимее кому — настоящий рыночный торг чувствами.

— Много раз убеждался, что отношения между людьми разрушаются от того, что они начинают друг о друге очень плохо думать…

— Часто один пытается подавить другого, не учитывая его желания и интересы. Один духовный мастер говорил: «Я люблю тебя, но ладони мои открыты». Это значит, что, когда ты любовью душишь, подавляя своим правом обладания, ты сжимаешь свой кулак. И потому, сжимая кулак, ты все сильнее душишь свою любовь, мешая ей расти и быть. У каждого человека должно быть свое внутреннее индивидуальное пространство. И, давая его людям, мы самым невероятным образом освобождаем и вдохновляем своей любовью.

— В существующем мире материальных ценностей немодно быть неуспешным, аутентичным, самодостаточным. Тебя, такого блаженного, не поймут и не примут.

— Есть понимание и его отсутствие. Мы очень часто ищем первое и избегаем второго. Будда тоже был немодным: бросил свое царство, деньги, ушел от людей. Не строил, не канонизировал себя, а просто делился опытом. Восточное восприятие надличностных ценностей предполагает безусловную заботу о человеке, ищущем небесных ценностей. Его всегда кормили, поили, утешали и принимали таким, каков он есть.

И в современной Индии, если человек занимается медитацией, к нему очень хорошо относятся. Его почитают, уважают и стремятся всячески о нем заботиться. И когда в нашем обществе говорят: «деньги», «конкретно», «работа», «давай», то остальное игнорируется. Духовная работа человека в таких условиях уже не интересует. Тот же христианский монах, молящийся за весь мир, вроде бы какого-то материального передвижения вещей в природе не создает. Зато он формирует позитивное мышление себе и окружающим.

— Почему богатые и внешне успешные люди так часто недовольны своей жизнью?

— Происходит подмена истинных мотивов внешними атрибутами, используются чужие установки. Я много раз работал с очень богатыми людьми, и у них один диагноз: хочется денег еще больше. Их никогда не хватает. Миллионы вкладываются, миллионы кому-то должны, в итоге — эти люди очень напряжены, а это приводит к потере сексуальной энергии. Перегруженная голова не дает возможности телу естественным образом функционировать.

Высокий уровень стресса загоняет этих людей либо в спортзалы, либо в распутство, или даже в нарко- и алкозависимость. И так происходит потому, что всё приобретённое — фасад, а внутри человек оказывается пуст. И он боится остановиться в своем обогащении. Таких людей подспудно не оставляет ощущение, что тебя любят только за деньги.

Дико закрываясь в себе, такой человек перестает доверять кому бы то ни было и… дичает. Украшения в виде машин, яхт, женщин, тусовок становятся настоящей круговой порукой.

Остается одно утешение: заявки на крутизну перед себе подобными, понты на ровном месте. Швыряние деньгами перед конкурентами. В Индии по этому поводу говорят: если ты легко тратишь деньги — значит, ты их украл.

— Но с Индией прослеживается и другая интересная параллель. И тут и там очень много олигархов, при общем (и достаточно тяжелом) уровне жизни. Почему так сложилось?

— Индия на самом деле далеко не бедная страна. К тому же у них накоплено огромное количество духовных знаний. Но они сейчас страдают оттого, что у них появилась некоторая зависимость от денег. У нас это как бы не приняло ещё формы социальной депрессии. И у нас и у них есть мощное духовное звено, но при этом оно жутко бедное. Кстати, гармонично живут как раз те богатые индусы, которые не отрицают духовные знания и используют европейское образование должным образом.

— Любопытно, Александр Александрович, есть ли у вас свои законы, которые вы сами для себя вдруг открыли?

— У древних римлян была заповедь: «Помни, ты смертен!». Именно поэтому лично для меня каждый день — праздник, ибо я понимаю, что завтра может не быть вообще ничего. И потому я каждый день стремлюсь праздновать свою жизнь наилучшим образом. Это праздник открытий, путешествий, встреч и откровений. Это мой главный закон: праздник!

Далее, я занимаюсь только тем, чем мне хочется заниматься. И делаю только то, что очень люблю делать. К примеру, если переработал, и у меня заболела спина, просто лежу до тех пор, пока боль сама бесследно не пройдет.

Много занимаясь айкидо, я формирую дух приятия, устойчивость, возможность использовать свой ум и дух должным образом. Поскольку мы все с вами являемся психофизическими существами, то тренировать следует и ум, и душу, и тело вместе.

— Нам, мужчинам, нужна каждодневная свобода. А женщинам же необходимо ощущение праздника каждый день. И только в балансе того и другого оказываются довольны оба?

— Пожалуй, что так. Но это возможно только при безусловной поддержке и понимании друг друга. И символом этого для меня служат раскрытые ладони.

Когда ты ничего не держишь, не требуешь и просто рад оттого, что этот человек с тобой. У тебя есть возможность осчастливить этого человека. Ведь завтра все может измениться.

Тут важно любить себя, но не путать любовь к самому себе с нарциссизмом. В психологии это называется шизофренией: когда человек начинает любить свое отражение. Отражение ведь не обязательно в зеркале бывает, но чаще всего — в делах наших скорбных. И у богатых людей происходит очень часто такая подмена. Гламуриться ради того, чтобы продавать и зарабатывать ещё больше, — вовсе не значит любить себя, а не свою функцию.

Для чего зарабатывают большие деньги? Для свободы. А она может быть и без денег. Ведь невидимая нить соединяет тех, кому суждено встретиться, независимо от времени, места или обстоятельств. Нить может растянуться или спутаться, но она никогда не разорвется…

 

Беседу вел Михаил ЮРОВСКИЙ

 

4Belyaev_COLOR

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4Yurov_COLOR

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend