Московский художник Андрей Щербаков решил необычным образом «воскресить» заброшенные здания БЦБК.
Кто не знает, БЦБК — аббревиатура Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, еще недавно гремевшего на всю страну как экологически опасный объект, угрожающий жемчужине Байкалу. Ежегодно завод сбрасывал в «священное озеро» несколько десятков миллионов кубометров плохо очищенных сточных вод.
Закрытия этого вредоносного предприятия защитники природы ждали с 2008 года и, в конце концов, добились своего: 13 сентября 2013 года с конвейера БЦБК сошла последняя тонна беленой целлюлозы.
А здания остались. Их-то и облюбовал Андрей Щербаков, художник из Москвы, заехавший в Байкальск навестить живущего здесь брата. Перед тем, как уехать домой в столицу, Андрей решился на сногсшибательный перформанс в стенах заброшенных остовов-руин комбината.
— Сама идея пришла в голову давно, — рассказывает художник. — Хотелось попробовать написать что-то на старых заброшенных зданиях, отталкиваясь от того, что стены говорят о себе сами через пятна осыпавшейся штукатурки или паутинами трещин. Иногда тема возникает просто от созерцания стены, от общей атмосферы.
Сейчас, рассказал мой собеседник, широкое распространение получило такое направление в искусстве, как стрит-арт (в буквальном переводе с английского Street Art — «уличное искусство») и граффити, что, однако, не совсем одно и то же.
В арсенале у стритартеров, в отличие от мастеров граффити, не только баллончики с краской, но и мелки, трафареты, пластик, изолента, стикеры и многое другое, включая лазерные проекции и светодиодные инсталляции. И еще уличному художнику просто необходим фотоаппарат или кинокамера, ведь произведения крайне недолговечны. Запечатлеть их на память — не менее важная часть работы, чем сама нарисованная на стене картина.
Это направление возникло сначала в Европе, продолжилось в Америке, а сейчас распространилось и по России. Современные художники, чаще всего из тех, кого отвергли в галереях, реализуют себя на стенах зданий в городах.
Но поскольку такая деятельность в нашей стране приравнивается к вандализму, многие художники стали искать брошенные, никому не нужные здания.
— Бывая на выставках современных художников в Москве, я обратил внимание на низкую их посещаемость, — говорит Андрей. — Ну, и какой смысл тратиться на экспозицию, если можно сделать себе рекламу, причем почти бесплатную, но более эффективную, рисуя на стенах и выкладывая свои работы будь то в своем блоге в соцсетях, будь то на специальных сайтах. В этом случае просмотров будет гораздо больше, чем число посетителей от «реальной» выставки. Не менее важен (если не более) и конечный результат в виде ожившего здания. То есть, выставочная деятельность уходит в интернет, и художникам приходится менять тактику.
Нынешним летом в Байкальске побывал аргентинский художник, расписав две стены на жилых домах в виде абстрактного минимализма. Еще несколько домов расписаны в наивном жанре, лишь бы закрыть написанные кем-то матерные слова.
Андрей пошел дальше, выбрав площадкой для воплощения художественных идей БЦБК. Но сначала надо было получить «добро» от службы безопасности комбината и Росгеологии, которая занимается нейтрализацией еще остающихся здесь токсичных веществ.
По большому счету, Андрею Щербакову помогли его многочисленные регалии: он член Союза художников России, член-корреспондент Российской академии народного искусства, член Союза писателей России. Попутно Андрей с братом решили снять на площадке комбината документальный фильм о стрит-арте и граффити.
Братьев сопровождала охрана, им предоставили электричество, снабдили тележкой для тяжелого проектора, большой лестницей и другим необходимым оборудованием.
— Сами для себя мы отрабатывали опыт проведения арт-фестиваля в промышленной зоне, с тем, чтобы вдохновить других на такое же «оживление» заброшенных промышленных зон, которых в России в большом избытке, — рассказывает Андрей. — Мы планируем сделать документальный полноценный фильм, который предложим общественности либо в доступном виде в интернете, либо на каком-нибудь фестивале. По причине того, что многое получилось спонтанно, проект нам очень дорого обошелся, зато мы приобрели колоссальный опыт.
Михаил ЮРОВСКИЙ
Иркутская область
Фото автора