По меньшей мере, каждый второй украинец в возрасте от 20 до 60 лет имеет в личном арсенале один, а то и несколько видов огнестрельного оружия.
Склонность украинцев устраивать торжества по любому мало-мальски значимому поводу общеизвестна.
Вот и в наступившем апреле для подъема патриотического духа будет всемерно раскручена «знаменательная» дата — 2-я годовщина начала так называемой антитеррористической операции, имевшей своей целью «обратить в украинство (такова официальная терминология. — Авт.) жителей Донбасса, попавших под тлетворное влияние москалей».
Именно с момента развязывания той войны, которую Порошенко и его команда кощунственно называют «отечественной», пошел отсчет неудержимого роста преступности с применением огнестрельного оружия во всех регионах. Сейчас он превышает показатель двухгодичной давности в 4,3 раза! Ее предварительный итог: количество убитых и раненых в считавшихся прежде спокойными городах и селах гораздо больше, чем в зоне боевых действий.
Палят без разбору день и ночь чаще всего не из пистолетов (чего мелочиться!), а из автоматов, пулеметов, гранатометов — то по пьяни, то при ограблениях, то во время разборок донельзя расплодившихся каких-то добровольческих вооруженных формирований, практически сплошь состоящих из уголовников, рядящихся в тоги ура-патриотов и миротворцев.
Реальная статистика куда значимее эмоциональных словесных объяснений. Однако МВД Украины не располагает полными сведениями даже о зарегистрированном населением оружии. Учет в министерстве давно оборван на 850 тысячах «стволов» — все последующие данные, мол, кем-то (?!) уничтожены, восстановить их будет невозможно.
Между тем председатель Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин убежден, что силовые структуры намеренно занижают цифры и вводят общество в заблуждение. Причин много: и прямое участие правоохранителей в преступном торгашестве (из райотделов милиции при переформировании в полицию таинственно исчезли десятки тысяч пистолетов, автоматов, гранат), и боязнь расписаться в собственной беспомощности перед всесокрушающим валом преступности.
В ассоциации же подсчеты ведутся скрупулезно с использованием всех видов источников информации и глубокого анализа ситуации на местах. «В легальной собственности граждан уже имеются два с половиной миллиона единиц зарегистрированного стрелкового оружия, — говорит Георгий Учайкин. — Ежемесячно люди покупают еще 22–25 тысяч. Страшнее другое: более четырех с половиной миллионов «стволов» различного калибра украдены из арсеналов и со складов, перепроданы людьми в погонах, «прихвачены» с собой военнослужащими при ротации подразделений в зоне АТО и при увольнении в запас…
Но и это не окончательные данные. Сложнее всего учесть имеющиеся на руках гранатометы, взрывчатку и другие боеприпасы, а особенно гранаты, которые то и дело пускаются в ход. Их почти свободно можно приобрести на рынке в центре Киева, не говоря уже об остальных городах».
Простой арифметический подсчет показывает, что если из 42 млн. жителей страны не считать закоренелыми «милитаристами» 14,5 млн. пенсионеров и столько же детей с подростками, а также основную массу трудоспособных женщин, то словам «вооружен и очень опасен» обоснованно соответствует каждый второй мужчина и даже чаще. Как следствие — небывало острая криминогенная обстановка, разносящая похоронный звон по городам и весям.
Конкретную и провокаторско-весомую лепту в вооружение своих подданных вносят лично президент страны и некоторые министры, имеющие право награждать именным оружием. За последние годы, сделал вывод Георгий Учайкин, пистолеты, нарезные карабины и прочие «стволы» торжественно получили за особо выдающиеся заслуги перед государством более 50 тыс. украинцев. Самым резонансным стало публичное вручение Петром Порошенко именного огнестрельного оружия тренерам и футболистам сборной команды, сумевшей пробиться в финальную часть ЧЕ-2016. В его указе № 650 подчеркивается, что таких наград они удостоены «за достижение высоких спортивных результатов, весомый вклад в развитие отечественного футбола, поднятие международного авторитета украинского государства…». Вряд ли отыщется в мировой истории подобный факт, чтобы успехи на футбольном поле поощрялись боевым оружием. И уж вовсе нонсенсом является тот факт, что данные награды изготовлены на оружейном заводе, принадлежащем… самому Порошенко. Чем не реклама?
Впору опускать занавес, но нельзя умолчать о шумихе, поднятой сейчас в СМИ вокруг того, что один из «пистолетовладельцев» нападающий Евгений Селезнев перешел в российскую команду «Кубань». «Это же прямое предательство — играть в стане нашего врага! — клеймят его национал-патриоты. — Надо лишить его почетной награды, иначе он воспользуется ею против нас!». Да, видимо, придется Порошенко подписывать новый указ, частично отменяющий прежний…
Степан ЛЕВЧУК
собкор «НВ»
КИЕВ