Верхушка правящей в Украине хунты уже уподобилась заядлым картежникам и напрочь отметает здравый смысл в своих действиях.
Чем значительнее потери карателей в Донбассе (счет убитых и раненых давно идет на тысячи), тем больше необученных и неопытных людей бросают «полководцы» в пекло боев. Объявив вопреки Конституции и действующим законам уже четвертую волну насильственной мобилизации, марионетки США «чешут под гребенку» трудоспособных мужчин в возрасти до 60 лет и женщин — до 50.
Ежедневные перекосы и парадоксы уже не вызывают оторопь, а стали обыденными. Сейчас, к примеру, Киев захлестнули митинги воинствующих антисемитов. До «национальной элиты» наконец-то дошло, что страной «рулят» люди, не являющиеся этническими украинцами. Президент, глава правительства, председатель Верховной Рады, многие министры и губернаторы областей, уйма чиновников рангом помельче никак не могут причислить себя к представителям титульной нации или аборигенам. А коль так, решили оппоненты, — все беды от них. В руках протестующих плакаты: «Они хотят уничтожить украинскую нацию, чтобы здесь остались одни евреи!». Комментируйте, читатели, сами…
Между тем недавний визит в Киев огромного десанта «янки» во главе с командующим сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенантом Беном Ходжесом ускорил начало очередных «сокрушительных» операций украинских силовиков. Однако их наступление сразу на нескольких направлениях, как и прежде, провалилось. Поэтому каратели вымещают бессильную злобу на мирных жителях.
От воинствующего угара и все более явного умственного помешательства появляются самые бредовые планы. Так, на одном из телеканалов недавно выступал командир батальона «Кубань» и битый час рассказывал о том, как вскорости Россия будет навсегда отрезана от Черного моря. Оказывается, его подчиненные пересекут границу и войдут на территорию, «издревле являющуюся украинской», после чего «угнетенные кремлевским режимом кубанцы поднимут восстание и вместе с нами двинутся походом на Москву».
А у командира батальона «Миротворец» (циничнее названия вооруженной банде вряд ли придумаешь!) Андрея Тетерука, по совместительству являющегося депутатом Верховной Рады, неотложные заботы куда приземлённее. Он зарегистрировал законопроект об откупе от мобилизации. Нардеп предлагает узаконить сумму, эквивалентную годовому или пятилетнему финансовому обеспечению контрактника. Все-то им предусмотрено: сынки богатых родителей с полным правом «откосят» от службы (их и сейчас днем с огнем не отыщешь на передовой), а бедные пусть гибнут в страшной бойне под бандеровским лозунгом: «Слава Украине!».
Резерв ура-патриотов исчерпан. Даже безработные, которых прельщают солидными окладами, «боевыми» надбавками и всевозможными льготами для семей, бегут куда глаза глядят. Они в курсе печального опыта земляков, повоевавших в зоне так называемой антитеррористической операции и временно вернувшихся (на период переформирования подразделений) домой, а также тех, кого теперь оплакивают родители. Судьбы двоих из них мне близки — ребята учились в школе вместе с моим сыном, были крепко дружны. Увы, об одном придется говорить в прошедшем времени…
Давно обзаведясь семьями, но мыкаясь в последнее время без работы, Антон и Виктор записались добровольцами в батальон территориальной обороны летом прошлого года. Поверили кадровикам, заверявшим, что службу станут нести только в родном регионе, защищая от диверсантов жизненно важные объекты, что денежное содержание будет выплачиваться вовремя. Знали бы они, чем обернутся эти сладкие посулы!
После интенсивной месячной подготовки на Яворовском полигоне во Львовской области (кстати, крупнейшем военном учебном центре в Европе еще с советских времен) друзья моего сына оказались в …тысяче километров от дома на одном из блокпостов в Луганской области. Все недоумения и расспросы были жестко пресечены командирами: «Вы подписали контракты и обязаны беспрекословно подчиняться. Родина в смертельной опасности, ее надо защищать. За невыполнение приказов — под суд!».
Благо, что этот блокпост был оборудован вдали от зоны боевых действий и не подвергался ежедневным атакам. Но под обстрелы попадали часто, теряли товарищей. Мобильная связь была неустойчивой и под запретом. Тем не менее Антон и Виктор ухитрялись звонить и мне, знающему толк во всех армейских делах, просили советов по наиболее проблемным и неотложным вопросам. Еще чаще обращался Виктор к отцу — тоже, как и я, полковнику в отставке.
Горе обрушилось на семью Виктора через три с половиной месяца. Он погиб не от пули и не от разрыва снаряда, а при выполнении задачи по перевозке горюче-смазочных материалов. Тяжелая машина сорвалась с моста и рухнула в реку. Искалеченный водитель чудом выжил, а Виктор, сопровождавший груз в качестве старшего, скончался на месте…
Вполне вероятно, что причиной трагедии стал артиллерийский обстрел или взрыв заложенного фугаса. Такое здесь уже случалось не раз. Тем не менее командование быстро выдало родителям справку о том, что смерть их сына наступила в результате заурядного ДТП. Более того — им отказали в признании сына участником боевых действий, хотя это положение должно распространяться на всех, кто служит в зоне АТО. А коль так — никаких льгот жене и детям (их двое), ни материальной компенсации. Почему? Обоснование Министерства обороны цинично и бесчеловечно — экономия средств! Выплачивать 640 тысяч гривен (менее 40 тысяч долларов) за погибшего — видите ли, непозволительная «роскошь» в пору финансового кризиса в стране. Именно поэтому мало кому из семей погибших удается «выбить» компенсации, определенные законом.
Такое же омерзительное отношение и к оставшимся в живых, в чем в полной мере убеждается сейчас Антон. После четырех с лишним месяцев пребывания во фронтовой обстановке его батальон вывели для переформирования и доукомплектования, а он сам оказался в госпитале с обморожением ног. Я навещал его в палате и разузнал, как же все произошло. « Ничего удивительного, все по-нашенски, — отшучивался 37-летний солдат. — Послали в боевое охранение. Ночь, мороз, а у нас на ногах — летние кеды. Такое там «заботливое» снабжение — ни теплого обмундирования, ни зимней обуви. Ничего, подлечусь. Вот только за статус участника боевых действий придется побороться…».
К счастью, из госпиталя он вышел, как говорится, на своих двоих. Однако вынужден безуспешно обивать пороги разных учреждений, в том числе, разумеется, и воинских. В одних кабинетах его отсылают в … Луганскую область, чтобы он там собрал дополнительные справки у командования сектора обороны, в других советуют обратиться в суд, как делают многие… Иногда вообще встречают в штыки: вы, мол, добровольно вступили в батальон, чтобы защищать родину, как же смеете теперь заикаться о каких-то льготах?
То, о чем я поведал, — отнюдь не из ряда вон выходящие случаи. По официальным данным, статус участников боевых действий пока сумели получить всего-навсего несколько сотен человек. И это из десятков тысяч военнослужащих, бойцов Национальной гвардии, контрактников добровольческих батальонов?! «Нас бессовестно «кинули»! — возмущаются раненые вояки.
…Прогнивший правящий режим подобен колоссу на глиняных ногах. Он антинароден по сути и отвергается прозревающими людьми. Это они, украинцы, хотят видеть президентом своей страны… Владимира Путина. Да-да, таковы результаты исследования, проведенного одной из социологических служб. Главе соседнего государства («агрессора, рассадника терроризма и милитаризма», по мнению марионеток Запада) высказали симпатии 84 процента опрошенных, тогда как Петру Порошенко — 0,5 процента. Исходя из этого, верится: терпение у народа, безусловно, лопнет.
Степан ЛЕВЧУК
собкор «НВ»
КИЕВ