Именно такие легкие победы кандидатов в губернаторы ожидают нас в единый день голосования 13 сентября, считает политический обозреватель «НВ» Ольга КИТОВА и объясняет — почему.
Скажу сразу: выборы в России тихо и незаметно опять превратились в демонстрацию единства нерушимого блока единороссов и беспартийных. Как уже было раньше, при Советской власти — разницы практически никакой.
Правда, теперь в стране (по бумагам) числится не одна-единственная партия, а целая куча, и несколько из них даже в парламент пущены: одна «второй ногой», другая — оралом… И губернаторов не царь, не генсек и даже не президент назначает — их вроде бы выбирает народ. Хотя железный принцип — главное не как голосуют, а кто считает — ничуть не заржавел и даже не потускнел, наоборот, отполирован и доведен до такого блеска что глазам больно…
Если что и отличает нынешние голосования от давешних, так это многолюдство какое-то. Прежде в бюллетене стояла одна фамилия, и это было даже по-своему честно! Мозги электорату не пудрили, команду спускали четкую: ты должен прийти и проголосовать.
А тут развели турусы на колесах, какую-то, понимаешь, демократию. Вот нынче голосование предстоит где за местных законодателей, где — за губернаторов и мэров. Но мы остановимся только на губернаторах — и этого с лихвой будет.
Их назначено выбирать в 21 регионе, но о своих претензиях заявили аж 142 человека! Официальными кандидатами в губернаторы зарегистрировали, правда, всего сотню. Кто-то не поленился, подсчитал: на каждое губернаторское кресло приходится по 4,7 кандидата. Ну, чего народ в искушение вводить, толкать на всякие нехорошие размышления? Заранее ведь ясно, кто из кандидатов в губернаторы в предстоящее воскресенье победить должен и — победит.
Итак, на Сахалине губернатором станет Олег Кожемяко, на Камчатке — Владимир Илюхин, в Амурской области — Александр Козлов, в Еврейской автономной области — Александр Левинталь, в Кемеровской области — «тяжеловес № 2» Аман Тулеев (дольше командует только Евгений Савченко, «тяжеловес № 1», с 1993 года у власти на Белгородчине), в Татарстане — Рустам Минниханов, в Калужской области — Анатолий Артамонов, в Калининградской — Николай Цуканов…
Хватит, пожалуй, а? Через неделю предлагаю свериться по списку и убедиться. Ошибки я не боюсь!
Во-первых, совсем необязательно нравиться большинству электората, чтобы победить на голосовании. Для этого достаточно заслужить доверие одного-единственного избирателя — сами знаете кого… И оно уже имеется. Все эти и другие победители уже назначены президентом временно исполняющими обязанности губернаторов в своих регионах. Во-вторых, все эти врио — не идиоты какие-нибудь, это разумные и опытные люди. И имея такое преимущество перед прочими соперниками, обладая полной властью, они не организуют себе любимым триумфальное шествие по избирательным участкам региона?! В-третьих, соперниками им подобраны сплошь олимпийцы. В смысле — исповедующие олимпийский принцип: главное не победа, а участие…
Что же еще отличает нынешние голосования от стародавних советских? Пожалуй, сопутствующие им скандалы.
Ну, вот что это за выборы, что это за честная партийная борьба, когда те кандидаты в губернаторы, что равнее других, решали: кто составит мне компанию, кого взять себе в соперники? Ведь без их помощи преодолеть т.н. «муниципальный фильтр» практически не смог бы ни один претендент! Такие законы придумала партия власти.
Например, в Тамбовской области установлен фильтр в 7 процентов, то есть надо получить согласие 221 местного депутата для регистрации кандидатом в губернаторы. Получить их мог только один человек — член генсовета «Единой России», врио губернатора Александр Никитин. КПРФ имеет в области всего 63 муниципальных депутата, остальные партии еще меньше. Однако г-н Никитин идет на голосование не в гордом одиночестве — вместе с членами КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» и даже с «Патриотом России». Четыре соперника, все прилично. Свои подписи им дали — чтоб они могли теоретически обыграть их родного однопартийца! — члены «Единой России». В Ростовской области — фильтр 5 процентов, а у «Справедливой России» там всего 4,5 процента «своих» среди всех депутатов области, у КПРФ — 3,2 процента… Но и там врио губернатора Василий Голубев не один в бюллетене для голосования.
И так — везде. Цирк, да и только! Разнесся слух, что помогать конкурентам преодолевать фильтры было велено из Кремля — дабы в бумагах все было красиво, конкурентно, легитимно… Зачем тогда вообще закон о муниципальном фильтре принимали? Чтобы потом поделить? Этому — дам, этому — тоже дам, а этому — не дам?!
Еще большее недоумение вызывает досрочный уход губернаторов в отставку и немедленное их возвращение уже в ранге врио и претендентов на следующий срок. Уходя — уходи. Ушел в отставку — прощай!
Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко только половину срока, считай, отбыл на посту и подал в отставку, чтобы тут же опять стать врио и кандидатом в губернаторы! Зачем? Оказывается, иркутяне его допекли, все спрашивали, будет ли он переизбираться. Да еще проблем много в области, дороги плохие. Ну, и работал бы. Не говоря уже о том, что неужели тысячные митинги жителей Иркутска с требованием отставки губернатора можно было воспринять как просьбу остаться еще?
Костромской губернатор Сергей Ситников тоже только полсрока у власти и тоже решил досрочно уйти, чтобы вернуться. У него это получилось за компанию — раз все равно выборы областной Думы назначены, ну, и я заодно переизберусь. У архангельского губернатора Игоря Орлова тоже срок полномочий истекал только в 17-м году, но и он нашел причину все бросить и быстренько, пока никто место не занял, вернуться: мол, нуждаюсь в доверии не только жителей и президента, но и «инвесторов». Омского губернатора Виктора Назарова уйти досрочно, чтобы остаться, вынудило желание «понять дальнейшие перспективы региона». Губернатора Смоленщины Алексея Островского отлучиться досрочно и временно от своего кабинета заставило… присоединение Крыма.
Пожалуй, г-ну Островскому и придется отдать первое место за самое оригинальное объяснение. Но до рекорда, поставленного в прошлом году губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным, ему все равно далеко. Тому понадобилось досрочно переизбраться из-за… чемпионата мира по футболу 2018 года!
…А может, они просто 17-го года боятся? «Нехорошей» даты? В приметы верят? Отчитываться перед населением не хотят?
Как бы там ни было, называть это все выборами язык не поворачивается.
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»