Вопрос о качестве этого популярного в народе напитка опять всколыхнул всю страну.
«Россельхознадзор» предупредил: молоко опасно для нашего здоровья! Вместо ценного продукта велик риск купить некую жидкость белого цвета, похожую на молоко. И ладно бы еще, пользы от него организму никакой. Но ведь сколько может принести вреда!
Трудолюбивые сотрудники провели целое исследование, посвященное борьбе за надои молока в стране. И выяснили главное: оказывается, для этого совсем не обязательно увеличивать поголовье крупного рогатого скота — есть множество новых способов, как это сделать без особых затрат и вообще без коров!
Молоко теперь не просто разбавляют водой — это уже прошлый век. А мы, как без устали напоминает нам глава партии и правительства Дмитрий Медведев, все-таки живем в эпоху «оптимизации» и «модернизации». Теперь, чтобы молока было больше и оно дольше хранилось, ушлые передовики капиталистического производства мешают в него: крахмал, мел, мыло, соду, известь, борную и салициловую кислоту, гипс, а еще пальмовое, кокосовое и соевое масла… (Правда, водой по старинке тоже разбавляют, но теперь такое молоко называется у нас «нормализованным», и оно является едва ли не самым приближенным к настоящему).
Какую долю составляют фальсификаты от общего количества молочных продуктов, спецы «Россельхознадзора» не уточнили. Но эту тему они глубоко изучали раньше и поделились с общественностью полученными знаниями еще в феврале: 50 процентов — это подделка.
Скандал получился просто супер! В конце концов, молочные продукты — одни из главных на нашем столе. И потому касается это буквально каждого. А уж какие прибыли приносит кое-кому… Нет, не тем, кто в четыре утра на первую дойку встает, — тем, кто перепродает.
Так что ответный удар последовал мгновенно. Уже на следующий день жалобные письма из Национального союза производителей молока («Союзмолоко») полетели в правительство. Про ущерб целой отрасли, про бездоказательность, про отсутствие должной квалификации, непонимание специфики и искусственное нагнетание… Ситуация сложилась пикантная. Проверки «Россельхознадзор» проводил по поручению правительства, и получается, что ему же теперь и жалуются на него. И министр сельского хозяйства Александр Ткачев, хоть ничем на знаменитую унтер-офицерскую вдову и не похож, сразу поторопился крупный капитал успокоить: мол, надзор «несколько погорячился» и вообще его не так поняли…
Однако если что здесь и непонятно, так это столь бурная реакция «Союзмолока». Ведь самое главное — доля фальсифицированных продуктов у нас в стране велика и нет никаких оснований надеяться на то, что она будет уменьшаться, — никто не опровергает! Более того, число подделок только растет. Например, если за весь прошлый год в стране было выявлено более 300 предприятий, выпускавших разные подделки под молоко, то за первый квартал этого года — уже почти столько же!
Сам же Андрей Даниленко, глава «Союзмолока», постоянно говорит о том, что на нашем молочном рынке высока доля фальшивых продуктов. Пару лет назад он определил ее в 4 с лишним миллиона тонн! Сейчас — в 10 процентов.
Впрочем, доли подделок у всех почему-то разные. Владельцы магазинов, или как сейчас модно говорить ритейлеры, говорят о 20 процентах. «Роспотребнадзор» в прошлом году сообщил: более 20 процентов сливочного масла — подделка, почти 13 процентов творога — подделка, более 8 процентов сгущенки — подделка, почти 80 процентов сыров сфальсифицированы! (Министр Ткачев согласился тогда максимум на 20 процентов). Нынче вывел среднюю цифру всей поддельной молочки — 7 процентов.
Увы нам. Зачастую мы сами не знаем, что едим и пьем! Доходит просто до анекдота. Только благодаря судебным разборкам двух производителей майонеза, выяснилось: в их майонезах с перепелиными яйцами ими на самом деле лишь пахнет и то на бумаге — они составляют там десятые доли процента! Созданное в прошлом году правительством для контроля за товарами в магазинах «Роскачество» сообщило перед самым Новым годом: из 27 проб майонеза 13 не соответствовали требованиям технического регламента…
Молочные скандалы у нас были, есть и будут. Сколько молока должно было утечь, пока в 2008 году был принят закон «О молоке». Который, наконец, всем объяснил: молоко — это продукт «нормальной физиологической секреции молочных желез» сельскохозяйственных животных и «без каких-либо добавлений… или извлечений каких-либо веществ из него». Все остальное является молочной смесью, напитком, кому как нравится, и называться молоком не имеет права. И на упаковке это должно быть указано. И стоить ну, очень дешево.
И что? На прилавках магазинов стали привычными упаковки с «молочным напитком», «творожным продуктом», «сметанным» и прочими «продуктами». И их покупают!
Бедность заставляет население искать то, что пусть хуже по качеству, но зато дешевле и по карману. Около 16 процентов всего населения страны — это бедняки, доходы у них ниже прожиточного минимума. В абсолютных цифрах — это почти 23 миллиона россиян! Фактически же более половины россиян, как показывает не «Росстат», а опросы, экономят на еде… А страсть к сверхприбылям подсказывает капиталистам все новые способы производства дешевых «съедобных продуктов» и все в больших количествах. Плюс отсутствие в стране нормативных документов, определяющих качество пищи. За качеством продуктов, которые мы с вами едим, наше государство не следит! Передоверив это самим производителям. Это при плохой Советской власти был жесткий контроль…
Есть еще одна серьезная проблема. Поголовье крупного рогатого скота у нас и так невелико, но значительная часть его — до 8 процентов или до 300 тысяч голов — еще и больна лейкозом. И по новым правилам Таможенного союза должна быть вырезана! Что приведет к потере сразу примерно 1 миллиона тонн молока. Тот же самый глава «Союзмолока» Андрей Даниленко в конце года просил отложить на несколько лет вступление в силу этого положения. Хотя как раз несколько лет, данных на решение этой проблемы, уже прошло. Получается, ничего так и не было сделано?
…Потому и всколыхнул в очередной раз всю страну молочный вопрос, что заставил открыто посмотреть правде в глаза. И вновь заговорить о главном — о резком расслоении населения России, об унизительной бедности значительной части народа. Для многих нормальное питание превратилось в роскошь, люди перешли на дешевые суррогаты, в лучшем случае неполезные человеку! Крупный капитал, пользуясь случаем, набивает себе карманы.
Перед нами словно ожила иллюстрация к Карлу Марксу, и мы не смотрим на нее — мы сами там, внутри! При 100 процентах прибыли капиталист готов сломать себе голову, и нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист ради 300 процентов прибыли, хотя бы под страхом виселицы…
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»