День, который построил мир

Говорят, День Победы был главным событием прошлого века. Впрочем, почему — был? Ведь май 45-го — это формат именно Вечности.

 

Конечно, победу будут приватизировать, искажать, дописывать, стирать… Но это не меняет и, надеюсь, никогда не изменит ее великой сути: человечество, может, и обязано объединиться ради победы над злом.

Фашизм отрицал главный постулат человечества — все народы равны. И май сорок пятого — это и есть Победа интернационализма над нацизмом. Это реальное свидетельство того, что Запад и Восток, во имя великой цели, способны сойтись. Вот главный смысл и итог той войны. И «пересмотр» его невозможен.

Мой самый любимый фильм про ту войну — «Белорусский вокзал». В нем не звучит ни одного выстрела, нет ни атак, ни трупов гитлеровцев, ни криков «ура». Но это очень пронзительное кино про рядовых той страшной битвы, про судьбу солдат после Победы.

Как же великолепен образ разведчика (артист Е. Леонов), который сотни раз ходил за линию фронта, а ходить в райисполкомы, чтобы выбить себе квартиру, так и не научился. Он не создан для президиумов, он всегда там, где беда, где надо помочь, спасти, выстоять. Он из того легендарного поколения по имени «не до ордена — была бы Родина».

Не представляю, как фильм пропустила цензура — ведь, по сути, это рассказ о четырех фронтовых друзьях, которым просто негде выпить в этом городе. Они — лишние. И, в конце концов, они находят приют у своей фронтовой медсестры, которая в войну выволакивала их с поля боя. И поют — помните? — «И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут»…

Поразительно, но потрясающие образы фронтовиков часто создавали в фильмах артисты комического жанра. Тот же Евгений Леонов, Папанов (комбриг Федор Серпилин в фильме «Живые и мертвые» и Копалыч из «Холодного лета пятьдесят третьего»), Юрий Никулин (журналист Лопатин, «Двадцать дней без войны»).

Накануне дня Победы, 3 мая, в Тбилиси скончался Резо Чхеидзе, снявший, на мой взгляд, великую ленту о той войне — «Отец солдата». Мне очень жаль, что в России его смерть прошла незамеченной. Вот еще одна деталь Победы: страны, с которыми мы находимся в не очень, мягко говоря, дружеских отношениях, осторожно вытесняются из памяти и, тем более, из формата Победы. С Грузией мы, увы, воевали, а значит, «Отец солдата» в списках не значится.

… А День Победы — праздник особый. Не знаю, что в нем больше — святости, торжества или скорби. Но они никогда не мешали друг другу. В этом году все было несколько иначе — торжество стало торжествующим, затмившим скорбь. Кампанейщина протиснулась в этот святой день и придала ему элемент показушности, головотяпства и даже злорадства. Идеология дня оккупировала этот праздник и вытеснила Солдата и Память.

Вот некоторые информационные сообщения: «Московский зоосалон предложил бесплатно татуировать собак в честь Дня Победы. На тела животных предлагается наносить георгиевскую ленту»; «В преддверии 70-летия Великой Победы в Орловской области установят два рекорда Книги Гиннесса: сгибание арматуры об голову за минуту и выстраивание Звезды Героя Советского Союза из 10тыс. человек на стадионе им. Ленина в Орле»… Нормальные наследники Победы?

В Москве к 9 мая появился оригинальный плакат, аккурат к прибытию в страну госпожи Меркель. На нем изображены лица известных оппозиционеров, а подпись гласит: «Немцы им помогут». В изящном свете борьбы с немецко-фашистскими захватчиками это произведение направляет «ярость благородную» в нужном направлении.

Мне кажется, что всё это — печальное искажение святости Дня Победы. Вместо явной скорби и тихого торжества (победы мира над войной) явился дух глянцевого патриотизма, неприкрыто тяготеющий к агрессии. У нас события в Крыму и Дебальцево уже вышли на уровень Сталинградской битвы и поля Куликова!

Не хотелось бы думать, что идет милитаризация общественного сознания, но агрессивность праздника была очевидной. Анна Ахматова утверждала: «Будущее бросает свою тень задолго до того, как войти». И наши байкеры, в черных кожаных куртках рвущиеся в Европу («На Берлин!») — это и есть будущее?

Но случилось чудо, и президент спас святость этого дня. В России 9 мая уже четвертый год проходит акция «Бессмертный полк». Ее участники выходят на марш с портретами своих родственников-фронтовиков. И тихо идут. Согласитесь, что этот парад сердец свидетельствует о силе нашего народа куда круче парада военной техники!

В этом году в акции приняли участие 1,5 миллиона человек. В Москве с портретом своего отца-фронтовика к шествию присоединился Владимир Путин. Точнее, солдат Владимир Путин поставил в строй своего сына президента Владимира Путина.

Может быть, он наконец поймет, что в этом строю он — настоящий, а в чиновничьем полку — глянец…

 

Акрам МУРТАЗАЕВ

 

 

NB!

Мнение колумнистов «НВ» может не совпадать с точкой зрения редакции.

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend