Мы называли ее мамой

В феврале знаковой актрисе советского кино Лидии Смирновой исполнилось сто лет.

 

До своего юбилея Лидия Николаевна не дожила всего семь с половиной лет. Сегодня о легенде отечественного кинематографа вспоминают ее друзья и коллеги.

 

Вера Глаголева и Елена Захарова, которые играли со Смирновой в одном из фильмов 90-х, признались, что Лидия Николаевна «удочерила» обеих и очень помогла в их жизненном и творческом становлении.

Впрочем, легенду нашего кино называли»мамой» и актрисы более старшего возраста — например, народные артистки СССР, 83 летняя Татьяна Конюхова и 82-летняя Зинаида Кириенко. Правда, обе они, в отличие от боготворящих Смирнову Глаголевой и Захаровой, рассказывают о неоднозначности Лидии Николаевны.

— Она говорила о своих коллегах не очень приятные для них вещи, — вспоминает Зинаида Кириенко, — в результате чего не раз получала угрозы «размазать по стенке», но отвечала в ответ, что рассказывает и о себе, и о других только правду. Поэтому для журналистов, пишущих о «звездах», такая Смирнова всегда была находкой.

Самой же Смирновой ее сложный характер, скорее, мешал — возможно, именно он стал причиной того, что от великой актрисы стали дистанцироваться даже близкие друзья, и только Людмила Успенская до последних дней оставалась верной подругой Лидунчика.

— У нее было совершенно потрясающее чувство самоиронии, — вспоминает Людмила Васильевна, — поэтому, когда кто-то из восхищенных поклонников называл ее «звездой», Смирнова только залихватски отшучивалась, а то и матом могла покрыть… Хотя пройдут годы, и однажды она скажет, что хочет, чтобы в ее честь назвали звезду: «А что, у Нонки же (Мордюковой) есть!».

Любопытные подробности приводит Людмила Васильевна Успенская о взаимоотношениях Смирновой и Глузского.

«В доме у нее я Михаила Андреевича не встречала, — рассказывает Успенская, — но знала, что Лидунчик очень его уважала, хотя, по ее словам, иногда даже побаивалась. Уж очень он был прямолинеен в вопросах дисциплины, и четких понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо. А наша нестандартная актриса нечасто им соответствовала.

Так вот, юбилей Михаила Глузского, и торжество с поздравлениями в театре. На сцене народная артистка СССР Лидия Смирнова с идеальным париком блондинки (к тому времени с собственными волосами было уже плоховато, и бывшие локоны уже не вились, а с трудом собирались в жалкий хвостик на затылке). И при первом же взгляде на нее юбиляр отвратительным, брезгливым, но хорошо поставленным голосом произносит: «Ты сегодня очень похожа на Крепкогорскую!» (жена Георгия Юматова, широко известная нашему кинозрителю по фильму Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», в котором Крепкогорская сыграла роль супруги генерала в химчестке).

Лида разворачивается к нему лицом со словами: «Миша! Тебе не нравится моя прическа? Нет проблем!». И, как говорится, на глазах у изумленной публики, сдергивает с себя парик, швыряет ему под ноги, гордо вскидывает свой тощий хвостик на затылке и произносит поздравительную речь. Восторг зала непередаваем.

У меня до сих пор устойчивое убеждение, что все актеры живут вовнутрь. Их интересуют исключительно они сами, и общения с ними ограничиваются, как правило, комплиментами в их адрес. Но наблюдая за Смирновой, за ее общением с другими, говорит Успенская, я видела, что ей интересно не себя показывать, а про других узнавать. Но это уже другие истории».

 

Андрей КНЯЗЕВ

 

 

NB!

В Доме кино прошел вечер памяти Лидии Николаевны Смирновой. Среди тех, кто выступал в этот день со сцены, были легендарная актриса Инна Макарова, вдова первого президента России Наина Ельцина, матушка Ольга — в прошлом актриса Ольга Кобзева и другие. Организовал вечер и вел его секретарь Союза кинематографистов России и большой друг Лидии Николаевны Сергей Новожилов.

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend