А беллетристика — в придачу.

 

Слава великого русского историографа не дает покоя Борису Акунину.

 

Самые разные люди (и по разным причинам) вдруг озаботились одним и тем же — историей родной страны. В особом интересе к этой теме оказались замечены писатель, журналист, президент, член правительства (по воле президента), бывший член правительства (по собственной воле) и даже целые организованные группы профессионалов и общественников-любителей.

 

А «первой ласточкой» в этой гонке за историей стал 1-й том «Истории российского государства» Григория Чхартишвили, более известного в миру как Борис Акунин. Читателей предупредили заранее: проект новой истории древнего русского государства — многотомный. Однако сколько их будет точно, неизвестно. Много — и всё тут. Если вспомнить, что в «Истории государства Российского» Карамзина было 12 томов…

В общем, копите деньги!

Автор новой истории творил под разными псевдонимами — Борис Акунин, Анна Борисова, Анатолий Брусникин. Теперь рискнул по(д)работать Николаем Карамзиным. Слава великого русского историографа не дает покоя?

На фоне всего происходящего вряд ли стоит удивляться, что специалист по Японии и переводчик в прошлом, автор детективов в настоящем, обратился вдруг к древнерусской истории. Как скромно заметил сам о себе Григорий Чхартишвили: «Я всегда мечтал стать новым Карамзиным». И вот, видимо, время исполнения желаний пришло (в своем блоге Борис Акунин анонсировал «Историю Российского государства» словами «новый Карамзин явился». — Ред.).

Правда, ни новым, ни вторым никому и никогда уже не суждено стать. Николай Михайлович Карамзин — первый, единственный и неповторимый! Реформатор русского литературного языка, автор новых слов (вольнодумство, промышленность, эпоха, сцена, гармония и других), известный литератор (чего стоит лишь его знаменитая «Бедная Лиза»!), инициатор создания памятников выдающимся русским людям (благодаря его заботам, был открыт памятник Минину и Пожарскому на Красной площади), обладатель официального титула историограф… Человек, открывший историю России для всех русских!

Но нет ничего невозможного для человека с интеллектом и славой хорошо продаваемого автора. Не случайно первый том издан таким огромным для современной России тиражом — 45 тысяч экземпляров. (Это раньше, в советские времена, тираж в сотню тысяч был нормой. Сейчас же и пять тысяч книг — уже очень хорошо, а десять — и вовсе счастье). И это притом, что книга дорогая, далеко не всем по карману — стоит более 700 рублей.

Не отказался автор проекта и от карамзинского названия, ну, разве что чуточку подправил, слова переставив. Свою книгу назвал «История российского государства». Уточнив в подзаголовке: «Часть Европы». В первом томе он пересказал нам древнейшую часть нашей истории, самое ее начало.

Книгу приятно взять в руки — красивая, листы из плотной лощеной бумаги, масса цветных иллюстраций… Тяжеленькая, так что и это внушает, в прямом смысле весомая. В общем, чем не подарок хоть под новогоднюю елку, хоть на другой какой праздник или памятную дату для тех, кто плохо знает биографию своей страны.

Ничего нового в своем тексте Борис Акунин, естественно, не открыл, да и не мог открыть, собственной теории не создал и не собирался. Как ни странно, решил обойтись даже без заранее придуманной концепции. Ведь для нее требовалось бы создать собственную версию событий, давно канувших во мрак истории, искать и найти для этого хоть какие-то доказательства. Но это не под силу и подлинным профессионалам — лишь единицам из них, а уж дилетанту… И тем более в условиях цейтнота времени, когда конкуренты наступают на пятки…

Но все равно обещал Акунин много чего, слишком много — обещал простым и доступным языком написать непредвзятую историю, рассказать нам, как все было на самом деле, что в нашем тысячелетнем государстве так и что не так, и почему. Обещал, что это будет «действительно история», без оглядки на идеологию. Обещал саму историю, а не свою интерпретацию истории, не ее очередную, пусть и авторскую, версию.

Причем особо подчеркивая, что будет это история не страны, а государства. Политическая история. То есть, рассказ о государственном строительстве, взаимоотношениях власти и народа, становлении и развитии общества…

Мы наблюдаем это сейчас на собственном, порой горьком, опыте, и интересно сравнить. Пожалуй, это было самым завлекательным: ну, и как автор сумеет выкрутиться? Остаться при этом «неполитизированным», «безыдейным»? Возможно ли такое, как говорится, по определению?

Ответ на этот вопрос (но ответ отрицательный) я нашла на самой первой странице книги, прямо в подзаголовке. Там автор указал временные рамки, которые охватывает первый том проекта: «От истоков до монгольского нашествия». Обратите внимание: не татаро-монгольского нашествия, как мы всегда учили! Говорить плохо про татар, даже тех из них, кто жил много веков назад, теперь нельзя. Это считается неполиткорректным. Ну, и о каком отсутствии идеологии в истории, написанной Борисом Акуниным, можно после этого говорить?!

В общем, сильно погорячился автор в своих главных обещаниях.

Сразу необходимо заметить и другое: обещание, что будет нескучно, автор тоже не сдержал. Уже во время чтения «Истории» Бориса Акунина быстро появляется и не исчезает вплоть до последней страницы стойкое ощущение, что опять держишь в руках учебник. А еще — удивление: как могли навязшие в зубах сомнительные байки и анекдоты попасть в этот учебник? И почему книга, написанная Борисом Акуниным в начале ХХI века, ничем не отличается от тех учебников, по которым мы учились еще в прошлом веке? Неужели в исторической науке все замерло и закостенело?

Думаю, автор и сам понял, что скучновато получилось. И приложил для развлечения к ученому тому еще и том беллетристики «Огненный перст». Три повести о жизни в Древней Руси стали «художественным сопровождением», как выразился сам Борис Акунин, к основному тексту. «Сопровождать» изящная словесность будет каждый том истории, так что мы получим еще и «сагу».

 

Ольга КИТОВА|

политический обозреватель «НВ»

 

P. S. Аккурат к концу нынешнего года появился, наконец, и второй том акунинской истории — как уточняет сам автор, «об ордынском периоде». Про татаро-монгольское иго, в общем. О России — как части Азии. Автор объяснил нам, что татары — это такая же коренная народность, как и русские, добросовестно перечислил ханов и довел свое повествование до фактического освобождения от них Руси и князя Василия Первого с его боевой мамашей. Единственно, чем впечатлил второй том, своим тиражом — уже в 100 тысяч экземпляров.»

 

NB!

Мнение обозревателей «НВ» не всегда отражает точку зрения редакции еженедельника.

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend